В19 Первый доктор медицины Беларуси Ф. Скорина.
ФРАНЦИСК СКОРИНА (около 1490 - 1552) - выходец из полоцкой купеческой семьи. Начальное образование получил в родном городе в школе церковного братства. В 1504 г. поступил в Краковский университет, где изучал философские и медицинские науки. В 1506 г. был возведен в степень бакалавра семи свободных наук. Позднее, в 1512 г. в Падуанском университете ученые единодушно присвоили ему звание доктора медицины. Доктор медицины и философии, магистр В. Баризон от имени коллегии вручил Ф. Скорине диплом медицинского Факультета и атрибуты доктора медицины: докторские берет, мантию, кушак, а на палец - перстень Гиппократа (серебряное кольцо).
Ученый впоследствии занимался лечебной практикой, организовал книгопечатание, подбирал и изучал церковные книги, подлежащие изданию. Это позволило за короткий срок (1517 - 1519) издать в Праге "Псалтырь" и 22 книги "Ветхого завета", под общим названием "Библия Руска".
В 1525 г. Ф. Скорина открыл типографию в г.Вильно. С 1534 г. жил в Праге, где по приглашению чешского короля работал врачом и придворным ботаником.
Большое влияние на развитие медицины Беларуси оказывали книги, поступавшие из Западной Европы: "Галиново на Иппократа" (переписанная Кириллом, основателем Белозерского монастыря), "Аристотелевы врата" (по гигиене), "Тайная тайных", "Лацидариус" ("Просветитель"), "Логика", "Загадки царя Давида" и др. В 1534 г. в Кракове вышла книга Стефана Фалимижа "О зелах и моцу их" ("О травах и их действии").
В20 Основные черты медицины раннего и развитого средневековья.
1. Характерны сохранение и разработка античного наследия в Византии (Орибасий), Арабских Халифатах (Ар-Рази, Ибн Сина).В Западной Европе развита схоластика (галенизм).
2. Образование осуществлялось через широкую сеть медицинских школ при монастырях и светских больницах. В Западной Европе открыты университеты с медицинскими факультетами.
3. Появились больницы для гражданского населения (Византия IY в.).
4. Открыты первые аптеки (Багдад - 754 г., Западная Европа -XI в.).
5. Разработаны меры борьбы с эпидемиями, инфекционными заболеваниями (в том числе, появление городских врачей и медицинских регламентов).
B21 Обоснование опытного метода в медицине. Ятрохимики (Парацельс) и ятрофизики (С.Санторио. Р.Декарт), их сильные и слабые стороны.
Для медицины эпохи Возрождения характерно утверждение опытного метода. Представители естествознания отказались от прежнего слепого подчинения авторитету и стремились проверить все положения природы опытным путем. При этом они придерживались либо ятро-химического направления (считали совершающиеся в организме процессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического). Представителем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацелъс). Ятрофизики (ятромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям. Этого течения придерживались С. Санторио, А. Везалий, Леонардо да Винчи, Рене Декарт и др.
ФИЛИПП АУРЕОЛ ТЕОФРАСТ БОМБАСТ Фон ГОГЕНГЕИМ (ПАРАЦЕЛЬС: 1493 - 1541) одним из первых выступил против галенизма и схоластики в медицине и придерживался опытного метода: "Теория врача -это опыт", - говорил Парацельс. Он ввел учение о дозировке лекарств. В лечении широко использовал ртуть (при сифилисе), свинец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк, соли, минеральные воды. Рекомендовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной связи хирургии и терапии. Его книга «Большой лечебник ранений (1536)» и другие сочинения пользовались большой популярностью в течении многих столетий.
САНТОРИО САНТОРИО (1561 - 1636) изучал обмен веществ. В специально сконструированной камере производил взвешивание как самого себя, так и принимаемой им пиши и своих экскрементов, давая преимущественно механическое объяснение этим явлениям.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 - 1650) разработал в простейшем виде схему рефлекторной дуги и разделил все нервы на центростремительные и центробежные.
Изучил анатомию человеческого глаза и предложил новую теорию света и зрения. Сформулировал теорию боли, голода, жажды, теорию памяти. «Рассуждение об опыте»