КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ
Один из принципов воспитания, который означает, во-первых, необходимость преодоления традиций односторонне-дробного понимания и осуществления воспитательного процесса, традиций чрезмерной опеки; во-вторых, необходимость всемерного творческого использования и развития традиций подлинно научного понимания и осуществления целостно-многостороннего процесса формирования нового человека, традиций товарищества воспитателей и воспитанников, отношений общей творческой гражданской заботы. Комплексному подходу противостоит подход односторонний, сложился этот подход тысячелетиями, основа его — «педагогика одностороннего воздействия», «педагогика передачи и усвоения».
(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.9;
Иванов И.П. В глубины воспитания. — рук.)
КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА воспитания
Это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного праздника, методика коллективного планирования, методика коллективных творческих дел и т.п.
(Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.35)
Конкретная методика включает в себя три ключевых звена: планирование, повседневную организаторскую работу, обсуждение и оценку сделанного.
(Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1982. — c.34)
ЛАГЕРНЫЙ СБОР
Одно из средств коллективной организаторской деятельности. Форма организации воспитательного процесса.
(Е.В.Титова)
Как правило, проводится в конце каждого периода, т.е. на каникулах: осенний, весенний, летний. Обычно продолжительность лагерного сбора два-три дня, но летний может длиться дольше.
Участниками лагерного сбора являются учащиеся, изъявившие желание и рекомендованные микроколлективами, а также педагоги и старшие друзья школы, направленные на сбор педагогическим коллективом.
Участники лагерного сбора живут дружной семьей на базе школы или у друзей в походных условиях и овладевают новыми знаниями, умениями, навыками в процессе новых творческих дел.
Обычно лагерный сбор предшествует началу какого-то периода школьного года, «проявляет» вожаков новых общих дел.
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.74-75)