КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.8)

 

КОММУНАРСКОЕ МАКАРЕНКОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО (КМС)

Форма общественно-педагогического движения, представляющая собой совокупность деятельностей общественных объединений — добровольных педагогических отрядов (в большинстве своем студенческих), объединенных идеей освоения, применения и распространения «макаренковской педагогики».

(Е.В.Титова).

КМС зарождалось постепенно, на основе регулярных встреч на конференциях, проводимых Коммуной имени Макаренко 3-5 ноября и 11-13 марта каждого года.

Макаренковская педагогика позволила сделать нормой жизни коллективов педагогическую культуру, которая выражалась в широте кругозора, культуре общения, самосовершенствовании членов коммунарских коллективов. Макаренковские педагогические студенческие отряды позволили вовлечь в изучение, разработку и распространение макаренковской педагогики многие педагогические вузы страны, что сильно обогатило научные исследования и уровень практической реализации идей. Основной формой работы КМС были научно-практические конференции, конференции СНО, лагерные сборы и, особенно многочисленные летние съезды, объединявшие в разные годы от 200 до 500 участников. Актив КМС составляли руководители педотрядов в разных городах Советского Союза.

Деятельность КМС затухала постепенно и прекратилась в период роспуска комсомольской организации в вузах. СНО были лишены финансирования и издательской базы. Имя А.С.Макаренко в очередной раз было подвергнуто жесточайшей критике и политическим извращениям. Взаимодействие членов КМС перешло на уровень дружеских контактов, которые продолжаются по сей день.

(Н.П.Царёва)