КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

представляет собой единство нескольких процессов:

  • целостного воспитательного процесса, идущего в этой жизни;
  • общественной жизни школы и класса;
  • комплексной деятельности педагогического коллектива, направляющего данный процесс.

Коллективное творческое воспитание включает в себя несколько видов воспитательного воздействия на учащихся. Сюда относятся: воспитательное воздействие на школьников со стороны взрослых (педагогов, родных, шефов и друзей школы и класса), прежде всего скрытое (незаметное), а также открытое, которое в общественной жизни школы играет вспомогательную роль; взаимное воспитывающее влияние школьников — сверстников, старших и младших; самовоспитание каждого школьника.

(Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. — рук.)

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА (КТД)

Это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.29-34)