ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Целостный воспитательный процесс включает в себя несколько видов воспитательного воздействия на учащихся:

  • воздействие педагогов, родных, шефов и друзей школы и класса — прежде всего скрытое (незаметное);
  • открытое воздействие, которое должно играть в общественной жизни школы вспомогательную роль;
  • взаимное воспитывающее влияние школьников — сверстников, старших и младших;
  • самовоспитание каждого школьника.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.70-71)

ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(См. в статье «Содержание процесса воспитания»)

ВИДЫ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ

(См. в статье «Содержание процесса воспитания»)

 

ВОСПИТАНИЕ

Процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Таким образом, любая воспитательная система — это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

Следует различать «внутреннюю» и «внешнюю» стороны процесса воспитания. «Внутренняя» сторона отражается в первой части определения: воспитание — по сути своей — это процесс развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе и т.д.; «внешняя» сторона отражается во второй части определения: под целенаправленным воздействием (открытым и скрытым) самого человека и других людей, в целенаправленной деятельности самого человека — учебной и жизненно практической.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.8)

Воспитание (социальное) — организация целесообразной деятельности воспитанников (индивидуальной, совместной, коллективной) как формы проявления их активного отношения к окружающей действительности.

(Е.В.Титова)

ВОСПИТАНИЕ В ЖИЗНИ

Процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в жизненно-практической незаметно воспитывающей деятельности под незаметным, скрытым воспитательным целенаправленным воздействием, т.е. таким воздействием, воспитательные задачи которого по возможности скрыты воспитателем от воспитанников, а открыто ставятся и решаются жизненно-практические задачи.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.19-20)