АВТОРИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (авторитаризм)

Прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства. Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый, общественно-необходимый опыт и организуют для усвоения этого опыта — прямо или через других воспитанников — пассивную (пассивно-подражательную) деятельность воспитанников. А воспитанники усваивают передаваемый опыт в пассивной деятельности, т. е. возможно более точно воспроизводят передаваемый опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных передатчиков накопленного ранее готового общественно-необходимого опыта. А воспитанники занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных потребителей готового опыта, пассивных исполнителей воли воспитателя и в практической, и даже в организаторской деятельности.

Источником живучести воспитательного авторитаризма в его явных и маскируемых формах является в наших условиях психология «естественного» превосходства взрослых над детьми. Обладание большим жизненным опытом (не только лично, но и общественно значимым, необходимым) и отсутствие, сравнительная бедность такого опыта у детей, вызывает своеобразную, имеющую вековые традиций, психологическую иллюзию необходимости послушного (безусловного) заимствования младшими готового опыта старших.

(И.П.Иванов. Лекции по педагогике. — рук.)

 

АВТОРИТЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ

Это такое отношение воспитанника к воспитателю, которое побуждает его действовать под руководством воспитателя, а не избегать взаимодействия.

Авторитет может быть истинным и ложным (А.С.Макаренко).

Истинный авторитет — такое отношение воспитанников к воспитателям, которое побуждает воспитанников быть младшими товарищами воспитателей, т.е. участвовать вместе с ними и под их руководством в заботе об улучшении своей и окружающей жизни.

Ложный авторитет — такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта — пассивными или активными, но безусловно послушными. Добиваясь послушания как ближайшей цели, воспитатель подменяет ею цель развития целостной системы отношений к миру, чем тормозит и деформирует развитие личности.

(И.П.Иванов)