Экспериментальный материал: ручка, секундомер, стимульный материал.
Протокол № ___
1. Сведения об испытуемом:Папшева Е.С., 34 года, жен, финансовый работник, юрист.
2. Дата, время и условия проведения:22.12.13г., 15.10, лекционный зал, группа слушателей, духота.
3. Самочувствие испытуемого:незначительной усталости, .
4. Название методики:«Сложные аналоги»
5. Цель:Исследование способности делать умозаключения по аналогии с элементами критического анализа;
6. Процедура исследования:Время выполнения 3 минуты. Первый пример разбирается с испытуемым.
Экспериментальный материал: ручка, секундомер, стимульный материал.
8. Инструкция:
На бланке вверху 6 пар слов – это шифр к заданию. Каждая пара слов в шифре связана определенным образом. Внизу еще 20 пар слов – это задание. Каждая пара задания также связана определенным образом. Необходимо соотнести каждую пару из задания с парой из шифра, где слова связаны таким же образом.
9. Бланк ответов:
№ | Ответ испыт-го | Правил. ответ | № | Ответ испыт-го | Правил. ответ |
10. Отчет испытуемого:Задание не трудное. Потребовало меньше времени на выполнение, чем было отведено.
11. Обработка результатов:
Каждый тест можно проводить для диагностики, учитывая время, и для коррекции, без учета времени, т.е. с объяснением задания.
Ключ к шифру:
1. Логическая связь «часть – целое»;
2. Логическая связь «вид – род»;
3. Логическая связь «степенная связь»;
4. Логическая связь «противоположность»;
5. Логическая связь «причинно – следственная»;
6. Логическая связь «тождественная».
Полученные результаты можно перевести в 9-бальную шкалу.
1 балл – 6 и менее правильных ответов;
2 балла – 7 правильных ответов;
3 балла– 8-9 правильных ответов;
4 балла – 10-11 правильных ответов;
5 баллов– 12-14 правильных ответов.
6 баллов– 15-16 правильных ответов.
7 баллов– 17 правильных ответов.
8 баллов– 18-19 правильных ответов.
9 баллов– 20 правильных ответов.
Из 20 понятий испытуемый правильно определил 19 понятий. Это результат выше среднего, близкий к высокому
12. Анализ результатов:
Умозаключения по аналогии – это процесс переноса знаний, полученных при изучении известного предмета или явления, на неизвестный, новый, но сходный с ним по существенным признакам (т.е. по содержанию). У испытуемого умозаключения по аналогии развиты на 8 баллов, что соответствует уровню выше среднего, близкого к высокому. Основной трудностью, с которой столкнулся испытуемый во время проведения теста – утомление по результатам выполнения других тестов и недостаток кислорода в помещению Обе допущенные ошибки были связаны с такой логической связью как «тождественность», замененные на «степенную связь», что означает недостаточное осмысление понятия тождественность. В остальные логических связях ошибок допущено не было, что свидетельствует о том, что они полностью сформированы. Возможно недостаточно ясное представлении понятия «тождественность» было связано с духотой в помещении и утомлением испытуемого.
Вывод: при проведения тестирования испытуемый набрал 8 баллов (допущено 2 ошибке, обе на логической связи «тождественность»), что соответствует уровню выше среднего и способности делать умозаключения по аналогии. Рекомендовано прояснить понятие «тождественность» для последующего корректного его использования при применении методик мышления «умозаключения по аналогии»
14. Отчёт экспериментатора:неадекватных реакций во время исследования у испытуемого не обнаружено.
15. Литература:
1) Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Герасимова В.С., Николаева Е.С. Психологические методики изучения познавательной сферы человека. Практикум. – Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – 220 с.