Основные этапы и инструменты реализации структурной политики

Этап 1: 2000 - 2002 гг.На этом этапе перед государством стоит двуединая задача, состоящая в том, чтобы, с одной стороны, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий экспортеров, с другой - способствовать максимальному участию отечественных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов.

Для решения первой задачи с участием представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортно-ориентированных отраслях. Государство через своих представителей реализует систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Это позволит отечественным производителям оборудования, имеющим конкурентные преимущества получить долгосрочные заказы и расширить производство и повысить качество своей продукции.

Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями не худшими, чем могут предложить аналогичные иностранные компании.

Развиваются, принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей отечественной промышленности, находящихся в процессе структурной перестройки, от неравных условий конкуренции.

Разрабатывается офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Одновременно, на первом этапе реализуется система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции более высокой степени переработки. Это должно стимулировать экспортеров энергетических ресурсов, металлов и производителей химических продуктов осуществлять вложения в предприятия более высоких переделов, содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции.

Меры государственной политики в части регулирования интеграционных процессов в промышленности должны включать действия по интеграции в состав крупных компаний научно-исследовательских и инновационных организаций, развитию собственной конструкторской базы.

На первом этапе государство предпримет меры по развитию инфраструктуры обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе, создания систем сертификации и аттестации, максимально приближенных к международным нормам.

В части развития институциональных условий для саморегуляции рынков государство будет использовать такие инструменты как:

- поддержка формирования негосударственных институтов на определенных рынках, что позволит передать им ряд регулятивных и арбитражных функций;

- содействие созданию национальных институтов по сертификации как продукции, так и производств, действующих в соответствии с международной практикой и выдающих признаваемые за рубежом сертификаты качества;

- использование ступенчатого импортного таможенного тарифа с пониженной ставкой для сырья и комплектующих и повышенной - для товаров с высокой степенью обработки, при сохранении в отдельных случаях “тонкой настройки” таможенного режима для специфических категорий товаров и услуг;

- содействие созданию целевых кредитных и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта и освоение новых сегментов внутреннего рынка;

- участие в разработке и реализации отраслевых программ кадрового и информационного развития, создание центров качества и тому подобное.

С целью закрепления положительных тенденций импортозамещения на внутреннем рынке реализуется система мер по осуществлению закупок преимущественно отечественных товаров и услуг в рамках процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие процедуры распространяются на все закупки из бюджетов всех уровней, закупки государственных и муниципальных учреждений, государственных внебюджетных фондов.

Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий, прежде всего, предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области будет направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Характерной чертой современной российской экономики является сохранение значительного числа объективно неконкурентоспособных предприятий, искусственно поддерживаемых через прямую и косвенную поддержку бюджетов разных уровней, прощаемые налоговые недоимки, неплатежи естественным монополиям.

Реструктуризация таких предприятий требует решения ряда социальных вопросов:

- передача объектов социальной сферы на баланс муниципалитетов;

- содействие переселению из северных регионов и подлежащих ликвидации монопрофильных поселений;

- помощь в финансировании и кадровом обеспечении программ развития малого бизнеса, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Должны быть установлены четкие и универсальные правила отключения предприятий-неплательщиков от доступа к услугам естественных монополистов и предприятий коммунального обслуживания при одновременном переходе к временному прямому субсидированию предприятий и муниципалитетов в монопрофильных поселениях, городах Крайнего Севера из федерального и регионального бюджета, ограниченных по времени и выделяемых по заранее определенному графику

Прямые субсидии убыточным предприятиям не должны принимать форму субсидий на поддержание цен или производства, и должны направляться на:

- пособия по увольнению работников в связи с сокращением рабочих мест;

- разовые гранты муниципалитетам за выполнение социальных обязательств предприятий;

- частичное финансирование демонтажа устаревшего оборудования и инвестиций в новое оборудование (в том числе - в случае перепрофилирования предприятия);

- субсидии на ликвидацию естественных катастроф и применение более чистых технологий;

- расходы на деятельность инвестиционных и управленческих консультантов.

На первом этапе реализации программы структурной перестройки экономики будут обеспечены меры по нормализации процессов воспроизводства и развития отраслей инфраструктуры. Учитывая, что на втором этапе (2003-2007 гг.) ожидается интенсивное выбытие по возрасту основных фондов инфраструктурных отраслей, на первом этапе задача государственной политики состоит в подготовке и начале реализации программ модернизации этих отраслей, создание институциональных условий для привлечения внутренних и внешних источников инвестиций в эти отрасли, в том числе разработка механизмов долевого финансирования инфраструктурных проектов со стороны федерального бюджета, внебюджетных фондов, региональных бюджетов и в отдельных случаях основных потребителей услуг этих комплексов.

Результатом первого этапа должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово-экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инновационную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей машиностроения (с первую очередь станкостроения). Развитие экспортных отраслей и предприятий, обеспечивающих их модернизацию должно привести уже на первом этапе к росту платежеспособного спроса на потребительском рынке, что при условии ограничения импорта (в силу низкого реального курса национальной валюты) создаст стимулы к расширению производства в отраслях конечного потребления, таких как пищевая и легкая промышленность.

return false">ссылка скрыта

Создание и расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения сможет обеспечить более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.п. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг, в том числе в новых, быстро растущих секторах, связанных с информатизацией.

Ключевым вопросом эффективного развития рынка продуктов и услуг “мягких” технологий (в частности, программного обеспечения) является защита интеллектуальной собственности. Отсутствие эффективных правовых гарантий на российском рынке приводит к тому, что легальные производители не могут покрыть свои издержки. Эти меры, не требующие существенных затрат от правительства, уже в на первом этапе могут привести к определенному расширению экспорта услуг.

На данном этапе осуществляется ряд мер по улучшению условий хозяйствования, повышению инвестиционной привлекательности экономики.К таким мерам относятся мероприятия по снижению инвестиционных рисков.

Риски, генерируемые слабой предсказуемостью экономической политики государственных органов власти, в том числе на региональном и местном уровне, должны преодолеваться, в частности, через принятие нормативных актов, обеспечивающих реализацию Закона “О разделе продукции”; развитие концессионных принципов в отношениях государство-инвестор на основе принятия закона "О концессионных и иных договорах", в котором должны определяться права и обязанности инвестора, подписавшего с государством договор на долгосрочное пользование объектом, находящимся в собственности государства или занявшегося видом деятельности, составляющим государственную монополию, а также соответствующие гарантии государства.

Минимизацию рисков введения избыточного регулирования также должно обеспечить создание специализированных гарантийных институтов обеспечивающих возмещение государством убытков инвесторов, связанных с некоммерческими рисками.

Необходимым условием активизации структурной политики на региональном уровне является повышение надежности бюджетных гарантий– за счет законодательного урегулирования вопросов, связанных с порядком защиты интересов кредиторов в случаях неисполнения субъектами федерации и муниципалитетами своих долговых обязательств и гарантий.

Проблема преодоления высоких рисков отечественной банковской системы, (актуальная по крайней мере в течении нескольких ближайших лет), в том числе - рисков оппортунистической политики менеджеров и акционеров банков по отношению к вкладчикам, требует:

- содействия государства в ускоренном становлении рынка корпоративных облигаций и коммерческих ценных бумаг;

- либерализации внутреннего рынка банковских и страховых услуг;

- организации выпуска ликвидных, доступных для населения долговых ценных бумаг, гарантированных нерезидентами, имеющими первоклассный кредитный рейтинг и направленных на финансирование инвестиционных проектов внутри страны.

Этап 2: 2003 - 2007 гг.Задачи второго этапа будут связаны с закреплением позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации программы. В отраслях ТЭК и металлургического комплексов начнется подготовка к массовому освоению новых месторождений, возрастут объемы геологоразведочных работ. Одновременно с продолжением процессов технического перевооружения отраслей-экспортеров инициированных на предыдущем этапе расширение инвестиционной активности распространится на электроэнергетику и отрасли тяжелого машиностроения. Последние, получив импульс к развитию за счет спроса со стороны отечественных отраслей и осуществив на первом этапе первоочередные меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, смогут расширить рынки сбыта за счет наращивания объемов экспортных поставок, прежде всего в страны СНГ и быстро развивающиеся страны Азии и Африки. Расширение экспорта продукции этих отраслей потребует государственных мер политической, организационной и экономической поддержки внешнеэкономической деятельности, в том числе через заключение двухсторонних межправительственных соглашений.

Обеспечение на первом этапе умеренных, но устойчивых темпов экономического роста, проведение политики по улучшению общехозяйственных условий экономической деятельности, формирование благоприятного инвестиционного климата и определение по результатам первого периода новых “точек роста” в различных отраслях экономики, позволит на втором этапе привлечь к финансированию инвестиционных программ в экспортных отраслях внешний портфельный капитал, а в обрабатывающих отраслях и отраслях инфраструктуры - прямые иностранные инвестиции.

Политика по привлечению прямых иностранных инвестиций является ключевым фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Непосредственным результатом такой политики будет импорт передовых технологий и повышение качества отечественной продукции.

Темпы роста производства в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг будут превышать общие темпы экономического роста, в результате чего к концу второго этапа удастся заметно повысить долю производств с высокой добавленной стоимостью в производстве ВВП. К концу второго этапа будут в основном завершены институциональные реформы, связанные с созданием нормативно-правовой базы институтов рыночной инфраструктуры, акционированием и приватизацией избыточной части государственного сектора экономики, перераспределения активов.

К концу периода интеграция, улучшение финансового положения части крупных предприятий в промышленном и других комплексах, с одной стороны, и формирование банковских и финансовых институтов, аккумулирующих сбережения, с другой, расширят границы и масштабы фондового рынка, который начнет играть роль рыночного регулятора перетока финансовых средств из неэффективных секторов в эффективные, что будет способствовать ускорению структурных изменений и позволит снизить степень участия государства в поддержке определенных секторов экономики, ограничив свое воздействие формированием государственного спроса, участием в стратегически важных секторах промышленности, а также обеспечением равных условий для конкуренции на отраслевых рынках.

Этап 3: 2008 - 2010 гг.Третий этап структурных преобразований будет характеризоваться масштабной модернизацией производственного аппарата всех отраслей экономики при сокращении степени государственного участия в финансировании и поддержке инвестиционных программ и проектов. В частности, продолжатся обновление производственного потенциала в отраслях конечного потребления, развитие сырьевой базы промышленности и отраслей инфраструктуры.

Основной акцент в части структурной политики на этом этапе будет сделан на выявлении и стимулировании развития новых секторов экономики, прежде всего в области информационных технологий и услуг. Закрепление отечественных производителей этих товаров и услуг на определенных нишах будет одной из основных задач внешнеэкономической политики государства на этом этапе.

На этом этапе развитие отраслей промышленности и накопление финансовых ресурсов в экономике, а также расширение потребительского спроса делают необходимым структурный маневр в сторону развития аграрного сектора экономики и перехода там к новым, современным технологиям производства.

К концу периода в результате последовательной реализации мер общеэкономической и структурной политики удастся полностью обновить производственный потенциал практически всех отраслей экономики, будет сформирована структура производства товаров и услуг, обеспечивающая органическое встраивание России в мировую систему разделения труда.