И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

 

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

 

Комментарий к статье 263

 

Основной объект преступления - безопасность движения и эксплуатации на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и метрополитене, дополнительный объект - жизнь и здоровье людей, отношения собственности. Предметом преступления выступают перечисленные в диспозиции рассматриваемой нормы виды транспорта.

Понятие железнодорожного транспорта приведено в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 28 апреля 2009 г.). Статьей 1 этого Закона определено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. В соответствии со ст. 2 железнодорожный транспорт общего пользования представляет собой производственно-технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Железнодорожный транспорт необщего пользования - это совокупность производственно-технологических комплексов, включающих железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях - железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

 

Воздушный транспорт составляют средства гражданской авиации и воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, воздушные шары).

Водный транспорт - это один из видов транспорта, находящийся в ведении Российской Федерации и представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную, связанную с судоходством, деятельность на водных путях.

Судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Предметом рассматриваемого преступления может быть только самоходное транспортное судно, т.е. самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов. Несамоходное судно не имеет самостоятельного транспортного значения, так как его движение осуществляется за счет буксировки в сочетании с самоходным транспортным судном, неправильная эксплуатация которого и может причинить вред охраняемым законом объектам.

Военные летательные аппараты и водные транспортные средства не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. Ответственность за нарушение правил эксплуатации этих аппаратов установлена специальными нормами (ст. ст. 351, 353 УК РФ).

Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.

Место эксплуатации (река, озеро, море, океан) не имеет значения для наличия состава преступления.

Обязательный признак объективной стороны - последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Состав материальный. Деяние может быть совершено путем действия и путем бездействия (например, проезд на запрещающий сигнал или несвоевременная подача такого сигнала). Ответственности за бездействие лицо подлежит только в том случае, если на него была возложена обязанность совершать определенные действия.

Диспозиция носит бланкетный характер и отсылает к многочисленным законам, положениям и инструкциям, закрепляющим правила движения и эксплуатации указанных видов транспорта (например, Воздушный кодекс РФ 1997 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г., Федеральный закон "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" 2003 г., Устав железнодорожного транспорта РФ, Федеральные авиационные правила и т.д.). Безопасность на морском транспорте регламентируется, к примеру, Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Уголовная ответственность наступает при нарушении как правил безопасности движения, так и правил эксплуатации транспорта, обеспечивающих безопасность движения. При этом понятие эксплуатации транспорта является более широким, чем понятие движения, поскольку включает правила эксплуатации (использования) не только непосредственно транспортных средств, но и агрегатов, сооружений, систем, обеспечивающих нормальное, безаварийное движение железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Нарушение правил безопасности движения представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение какого-либо правила безопасности движения конкретного вида транспорта. Нарушение правил эксплуатации - это нарушение положений технического характера, установленных с целью обеспечения безопасности движения транспорта.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что объективную сторону состава преступления может образовывать нарушение предписаний не только нормативных правовых актов, которые именуются правилами, но и иных актов, называющихся по-иному, но устанавливающих правила, содержащих предписания по осуществлению движения или эксплуатации транспорта. Не образует состава преступления нарушение рекомендательных норм, поскольку они не являются обязательными для исполнения.

При решении вопроса о наличии состава преступления должно быть точно определено конкретное правило, которое было нарушено виновным.

Объективную сторону состава преступления образует и отказ субъекта преступления от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом. Например, ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" установлено, что прекращение работы как средство разрешения коллективных трудовых споров на железных дорогах не допускается. Аналогичные запреты имеются и в ряде других законодательных актов.

Состав рассматриваемого преступления является материальным. Поэтому он будет иметь место только тогда, когда нарушение определенных правил повлекло за собой причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, т.е. ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей.

Не образует объективной стороны рассматриваемого состава преступления нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба вследствие нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или отказа от выполнения своих обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). При преступной небрежности лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Субъект преступления специальный - лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности. Указанная обязанность должна определяться на основе соответствующих нормативных правовых актов.

Необходимо обратить также внимание и на то обстоятельство, что субъект рассматриваемого преступления будет иметь место только при условии, что лицо, нарушившее правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, во-первых, зачислено на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта и, во-вторых, нарушило определенные правила, находясь при исполнении своих обязанностей (когда лицо исполняет или должно исполнять служебные функции). Во всех остальных случаях деяние виновного следует квалифицировать по иным статьям УК РФ, например по статьям, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Аналогично решается вопрос об ответственности в случаях, когда правила нарушаются лицом, не являющимся работником системы рассматриваемых видов транспорта.

Состав нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ) следует разграничивать с составом нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК РФ). Разграничение осуществляется прежде всего по характеру нарушаемых правил. Нарушение правил охраны труда складывается из нарушений требований, которые устанавливаются для администрации учреждений, организаций по надлежащему содержанию сооружений, оборудования, обеспечения предохранительными устройствами и т.п., нарушений требований, предъявляемых ко всем работникам по соблюдению ими безопасных способов и приемов труда. Эти требования в совокупности образуют правила безопасности охраны труда.

Правила же безопасности движения и эксплуатации транспорта касаются только и именно этих аспектов деятельности лица. Все действия (бездействие), которые не связаны с несоблюдением этих правил, не могут быть квалифицированы по ст. 263 УК РФ. При нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и правил безопасности охраны труда деяние надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Кроме того, потерпевшим при совершении преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, может быть любое лицо (как сотрудник системы определенного вида транспорта, так и другое лицо, например пассажир, прохожий), а потерпевшим в результате нарушений правил охраны труда - только лицо, состоящее в трудовых отношениях с учреждением, организацией, где было совершено деяние.

Ответственность по ч. 2 ст. 263 УК РФ наступает в случае неосторожного причинения смерти человеку при совершении того же деяния.

Признаком особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 263 УК РФ) является причинение смерти по неосторожности двум или более лицам.

 

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

 

Комментарий к статье 263.1

 

Статьей 263.1 установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Объектом этого преступления выступают отношения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Дополнительным объектом являются здоровье или жизнь человека, а также альтернативные отношения собственности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в ред. от 29 июня 2010 г.) обеспечение транспортной безопасности представляет собой реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

 

Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортными средствами являются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Объективная сторона выражается в бездействии и состоит в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Диспозиция носит бланкетный характер и определяется в соответствии с законами, постановлениями, инструкциями и т.д. (см. комментарий к ст. 263 УК РФ), устанавливающими требования безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Уголовная ответственность наступает при нарушении как требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, так и требований безопасности транспортных средств. Указанное нарушение представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение какого-либо правила безопасности, установленного для того или иного объекта транспортной инфраструктуры или требований безопасности для транспортных средств.

Объективную сторону рассматриваемого состава преступления может образовывать только нарушение предписаний нормативных правовых актов. Не образует состава преступления нарушение рекомендательных норм, поскольку они не являются обязательными для исполнения.

При решении вопроса о наличии состава преступления должно быть точно определено конкретное требование безопасности, которое было нарушено виновным.

Состав преступления материальный. Ответственности за бездействие лицо подлежит только в том случае, если на него была возложена обязанность соблюдать определенные требования безопасности. Состав преступления, предусмотренный ст. 263.1 УК РФ, будет иметь место только в случае наступления общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. В соответствии с примечанием к указанной статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба вследствие нарушения требований безопасности, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). При преступной небрежности лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Указанная ответственность должна определяться на основе соответствующих нормативных правовых актов.

Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что субъект рассматриваемого преступления будет иметь место только при условии, что лицо, нарушившее требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, во-первых, зачислено на работу в соответствующее учреждение, организацию и, во-вторых, нарушило определенные требования безопасности, находясь при исполнении своих обязанностей (когда лицо исполняет или должно исполнять служебные функции). Во всех остальных случаях деяние виновного следует квалифицировать по иным статьям УК РФ, например по статьям, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Аналогично решается вопрос об ответственности в случаях, когда правила нарушаются лицом, не являющимся работником системы рассматриваемых видов транспорта.

Ответственность по ч. 2 ст. 263.1 УК РФ наступает в случае неосторожного причинения смерти человеку при совершении того же деяния.

Признаком особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 263.1 УК РФ) является причинение смерти по неосторожности двум или более лицам.

 

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Комментарий к статье 264

 

Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным - жизнь, здоровье человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ) <1> безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

 

Предмет преступления - это механические транспортные средства, т.е. автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоцикл, иные самоходные машины и механические транспортные средства. Предложить их исчерпывающий перечень невозможно. К механическим транспортным средствам следует отнести любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Мопед представляет собой двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками <1>. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

--------------------------------

<1> См.: пункт 1.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531 (в ред. от 24 февраля 2010 г. N 87).

 

К другим механическим транспортным средствам закон относит троллейбусы, а также трактор и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Самоходные машины отличаются только наличием дополнительных (нетранспортных) функций, например трактор, экскаватор, самосвал, автопогрузчик.

Не являются предметом рассматриваемого преступления боевые, специальные транспортные средства Министерства обороны РФ и других воинских формирований. В этом случае применяется ст. 350 УК РФ.

Общественная опасность нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается в нарушении нормальной работы транспорта, причинении вреда иным, охраняемым уголовным законом объектам (жизни, здоровью человека, собственности). Уровень транспортных преступлений в структуре всей преступности очень высок.

Объективную сторону преступления составляют:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств;

2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ);

3) причинение по неосторожности смерти человеку (ч. ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ);

4) причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. ч. 5, 6 ст. 264 УК РФ);

5) причинная связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий.

Отягчающим обстоятельством каждого из деяний является причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти лицом, находящимся в состоянии опьянения.

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Пунктом 2.3.2 этих Правил установлена обязанность водителя по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При этом следует обратить внимание на то, что действующая редакция Правил не устанавливает допустимую концентрацию алкоголя в крови, а следовательно, состояние опьянения следует признавать при его любой концентрации.

Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной. В этой связи для определения объективной стороны состава преступления необходимо обращение в первую очередь к Правилам дорожного движения Российской Федерации и правилам эксплуатации транспортных средств.

Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме этих нормативных правовых актов, имеются также различного рода инструкции, наставления и другие документы по эксплуатации отдельных видов транспорта (перевозка пассажиров, грузов и т.п.).

Дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Однако сказанное не означает, что возможность нарушения Правил дорожного движения ограничивается только указанными местами. Выезд за пределы дорог и нарушение правил за их переделами также может расцениваться как нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, если лицо въезжает на автомобиле на территорию сквера и совершает по неосторожности наезд на пешехода, его действия следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ.

С позиций объективной стороны состава преступления деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).

Эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. Нарушение эксплуатации транспортных средств может заключаться и в ином действии или бездействии, например в нарушении правил перевозки грузов, в нарушении правил технической эксплуатации транспортных средств.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований п. 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей этому происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Решая вопрос о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости, следует исходить из того, что водитель в соответствии с п. 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Наступление указанных в рассматриваемой статье общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и последствиями характеризуются аналогично предыдущему составу (ст. 263 УК РФ). Однако следует еще раз обратить внимание на то, что причинная связь должна быть прямой и непосредственной. Поэтому, к примеру, если водитель грузового автомобиля начал движение, не проверив состояние кузова, где спрятался пассажир, и последний во время движения выскочил из кузова, попав под рядом идущий транспорт, в действиях водителя грузовика отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, поскольку между его бездействием и наступившими последствиями в виде смерти пассажира отсутствует прямая причинная связь.

В тех случаях, когда нарушения Правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два человека и более, действия лица, нарушившего Правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями УК РФ.

Если из-за нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (п. 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Чаще всего имеет место преступная небрежность.

Если лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то деяние следует признать совершенным невиновно. Так, по делу Ф. было установлено, что он нарушил Правила дорожного движения, что повлекло опрокидывание комбайна и причинение по неосторожности смерти гр-ну Ж., который вспрыгнул на подножку комбайна. Действия виновного были квалифицированы по ч. 2 ст. 264 УК РФ. Между тем по делу было установлено, что конструкция комбайна с затемненными стеклами его кабины такова, что Ф. не располагал возможностью увидеть из кабины запрыгнувшего на подножку комбайна Ж. Поэтому он не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может пострадать Ж., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264 УК РФ.

В связи с неправильным применением уголовного закона приговор был отменен, а дело прекращено за отсутствием в действиях Ф. состава преступления <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума Липецкого облсуда от 22 марта 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4.

 

Мотив совершения преступления не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

Частями 2, 4, 6 комментируемой статьи установлена повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Состояние опьянения не влияет на субъективную сторону состава преступления, но оно обусловливает возможность искаженного восприятия дорожно-транспортной обстановки, снижения скорости реакции водителя, возникновения чувства самоуверенности, а также иных факторов, повышающих вероятность совершения преступного деяния.

Субъект преступления специальный. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 2.

 

В последнем случае за нарушение соответствующих правил обучающимся ответственность несет инструктор. Исключение составляют случаи нарушения обучаемым указаний инструктора, за что обучаемый несет ответственность самостоятельно.

Как следует из текста закона, субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее транспортным средством. Если лицо таким средством не управляет, в случае причинения вреда его действия следует квалифицировать по иным статьям УК РФ. Так, если лицо, являясь пассажиром, включает зажигание автомашины, у которой была включена скорость, и автомашина, придя в движение, осуществляет наезд на человека, в результате чего наступает смерть, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 109 УК РФ, поскольку субъектом рассматриваемого преступления он не является.

Квалифицированным видом преступления является нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение:

- по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

- по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Если нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерть другого, то содеянное необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 указанной статьи не требуется.

 

Статья 265. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

 

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

 

Комментарий к статье 266

 

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ). Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.

 

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

 

Комментарий к статье 267

 

Основным объектом данного деяния является безопасность функционирования транспорта любого вида. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека, имущественные интересы.

Предметом преступления являются транспортные средства (их понятие рассмотрено выше), пути сообщения, средства сигнализации и связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации.

К путям сообщения относятся искусственные сооружения или естественные образования, используемые для передвижения транспортных средств. Применительно к железнодорожному транспорту это железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, насыпь), для воздушного транспорта - взлетно-посадочные полосы, полосы безопасности и т.п. Передвижение водного транспорта осуществляется по водным артериям (реки, озера, моря, каналы, проливы).

Средства сигнализации представляют собой устройства для подачи условной информации (световых или звуковых сигналов, визуальных сигналов). К средствам сигнализации следует отнести, например, светофоры, семафоры, маяки, бакены, шлагбаумы, путевые знаки и др.

Средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (рация, телефон, телеграф, телевизионные устройства и т.д.).

Транспортное оборудование представляет собой любую совокупность устройств, механизмов, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспорта.

Понятие транспортных коммуникаций является обобщающим, включающим пути сообщения и все их оборудование.

Объективная сторона состава преступления включает в себя действия, состоящие в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность предмета преступления. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью человека, имущественным интересам. Между совершенным действием и наступившими последствиями должна наличествовать причинная связь.

Закон предусматривает ответственность (ст. 267 УК РФ) за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 267 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 267 УК РФ крупным ущербом, указанным в этой статье, признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Под разрушением транспортного оборудования понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).

Повреждение - частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.

Иной способ приведения технического устройства в негодность - это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации (обесточивание, затопление и др.).

Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

При приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения в результате хищения, например, деталей транспорта, оборудования путей сообщения деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 267 УК РФ и нормам, устанавливающим ответственность за преступления против собственности.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по небрежности, так и по легкомыслию.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

 

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

 

Комментарий к статье 268

 

Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным - здоровье, жизнь человека. Предметом является любой вид транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ) Правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом. Статья 268 УК РФ в общем плане говорит о правилах безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Между тем эти правила различны в зависимости от вида транспорта и его функционального назначения. Поэтому содержание объективной стороны состава преступления в каждом конкретном случае подлежит определению с учетом этих обстоятельств и установлением конкретной позиции, которая была нарушена. Как уже отмечалось, правила в зависимости от вида транспорта различны. Например, в соответствии с Правилами пользования Московским метрополитеном, утвержденными распоряжением мэра г. Москвы от 28 октября 1994 г. N 533-РМ <1>, в метрополитене запрещается входить на неработающий эскалатор без разрешения работников метрополитена, на платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров; запрещается провозить огнестрельное оружие, колющие и легкобьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, лыжи и коньки с открытыми острыми частями, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и зловонные вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны, и т.д.

--------------------------------

<1> Вестник мэрии Москвы. 1994. N 23.

 

Статьей 268 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. за более узкий круг деяний по сравнению с кругом деяний, подпадающих под действие ст. 263 УК РФ, где речь идет о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта. Последнее понятие является более широким и включает не только транспортные средства, но и иные элементы транспорта как определенной системы (см. комментарий к ст. 263 УК РФ). В этой связи соотношение указанных норм можно определить как общее и специальное. Если же деяние посягает на различные объекты, то оно подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, незаконная перевозка в метро взрывчатых веществ при наличии иных признаков составов преступлений должна быть квалифицирована по ст. ст. 268 и 222 УК РФ.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. В этой связи лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

Состав преступления сконструирован как материальный. В этой связи в объективную сторону входят также общественно опасные последствия в виде причиненного по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 268 УК РФ) и причинная связь между деянием и последствиями.

Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 или 264 УК РФ.

 

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

 

Комментарий к статье 269

 

Основным объектом преступления является безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов, дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. Предметом преступления являются магистральные трубопроводы.

Магистральные трубопроводы представляют собой специфический вид транспорта. Этот вид транспорта составляет комплекс наземных, подземных, надземных, подводных непосредственно трубопроводов, а также производственных и технологических объектов, предназначенных для транспортировки нефти, природного газа, нефтепродуктов, нефтяного и искусственного углеводородного газа, сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и конденсата, а также иной продукции. Указанная транспортировка осуществляется от пункта приемки к пунктам сдачи, хранения, переработки, перегрузки на другой вид транспорта.

С позиции составляющих системы магистральных трубопроводов (зданий, сооружений, оборудования и т.д.) она очень сложна и многообразна. В нее, в частности, входят:

- трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;

- компрессорные и газораспределительные станции;

- станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

- автомобильные газонаполнительные станции;

- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и т.д.

Полный перечень составляющих магистрального трубопровода приведен в Правилах охраны магистральных трубопроводов (утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г.).

Трубопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. В этой связи строительство, эксплуатация и ремонт магистральных трубопроводов должны осуществляться при обеспечении условий повышенной безопасности. Кроме того, нормативными правовыми актами предусмотрено создание охранных зон трубопроводов.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только при получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.

Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы. Порядок выдачи разрешения установлен названными выше Правилами.

При решении вопроса о наличии в деянии признаков состава преступления следует обратить внимание на понятийный аппарат, используемый в законодательстве. В частности, УК РФ использует термин "магистральный трубопровод". В иных законодательных актах используется понятие "магистральный трубопроводный транспорт". С позиции применения уголовного закона эти понятия следует рассматривать как синонимы.

Объективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как:

- деяние в виде нарушения правил безопасности, допущенное при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

- последствия в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью человека;

- причинная связь между деянием и последствием.

Нарушения, допущенные при строительстве, эксплуатации или ремонте вспомогательных, складских сооружений, других разновидностей трубопроводов, не влекут уголовной ответственности по рассматриваемой статье. Диспозиция нормы бланкетная. Для раскрытия содержания объективной стороны состава преступления необходимо обращение к специальным правилам строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, например к Постановлению Госгортехнадзора России от 9 декабря 1998 г. N 73 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки жидкого аммиака" <1>. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.

--------------------------------

<1> Правила устройства и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки жидкого аммиака. М.: Госгортехнадзор России, 2001.

 

Строительством является возведение магистральных трубопроводов (как основных, так и дополнительных частей). Эксплуатация представляет собой использование магистральных трубопроводов по их назначению. Ремонтом являются исправление повреждений, починка, замена вышедших из строя деталей.

Состав преступления материальный. Момент окончания преступления связан с наступлением последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный - лицо, принимающее участие в строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Это может быть и лицо, ответственное за безопасное осуществление эксплуатации объекта, его строительства или ремонта, а также лицо, непосредственно выполняющее соответствующие работы.

В случае неосторожного причинения смерти одному или нескольким лицам при совершении тех же деяний ответственность наступает соответственно по ч. ч. 2 или 3 ст. 269 УК РФ.

 

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

 

Комментарий к статье 270

 

Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни людей, терпящих бедствие на воде.

Объективная сторона характеризуется бездействием, состоящим в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Место преступления является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления. Им являются море или иные водные пути. К последним относится водное пространство (например, реки, озера, водохранилища), используемое для судоходства.

Терпящими бедствие считаются люди, которые непосредственно находятся в воде или спасаются при помощи подручных плавающих предметов, спасательных средств, а также находящиеся на судне и подающие сигнал бедствия, если при этом им угрожает опасность.

В соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <1> капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

 

При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует. Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей. Опасность не признается серьезной, в случае если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц).

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.

Субъект преступления специальный - капитан судна независимо от формы собственности, конструкции и водоизмещения или лицо, исполняющее его обязанности. Не являются субъектами преступления водители лодок, катеров и тому подобных транспортных средств. При наличии соответствующих обстоятельств их деяние может быть квалифицировано по ст. 125 УК РФ.

 

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

 

Комментарий к статье 271

 

Объект преступления - общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов. Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.

Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.

Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов и, в частности, в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иных нарушениях правил международных полетов.

Диспозиция - бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.

В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649.

 

В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства воздушными судами иностранных государств вне маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для международных полетов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установлено, что пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета Государственной границы Российской Федерации.

Предусмотрен порядок, в соответствии с которым пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов вне воздушных коридоров, за исключением случаев, указанных в п. 96 Федеральных правил, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации. Установлены и иные правила осуществления международных полетов.

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства и т.д. Поэтому не исключены случаи, когда рассматриваемое преступление может быть совершено и иным лицом, ответственным за соблюдение правил международных полетов (например, авиадиспетчером).

 

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 271.1

 

Объект преступления - общественные отношения, регулирующие установленный порядок использования воздушного пространства Российской Федерации. Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.