Как известно, существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения?

а) к общенаучным методам;

б) к частнонаучным методам;

в) к междисциплинарным методам.

( а )

12. Научное познание имеет уровни:

а) научный и практический;

б) эмпирический и теоретический;

в) дилетантский и профессиональный.

 

( б )

Чтобы явление действительности стало научным фактом,

а) это явление должно быть выделено как фрагмент искомой теоретической закономерности;

б) достаточно того, чтоб это явление было фактом обыденной жизни, в которой мир дан человеку в виде внешних проявлений.

 

( а )

14. Эмпирический уровень научного познания включает:

а) наблюдение, эксперимент, измерение;

б) наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

в) группировка, классификация, построение схем и графиков.

 

( а )

15.Отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение важных и существенных особенностей предмета это:

а) анализ;

б) научная абстракция;

в) апперцепция.

 

( б )

16. Целенаправленное осмысление философских оснований науки осуществляли:

а) Аврелий Августин;

б) Р. Декарт;

в) Ф. Бэкон;

г) П. Я Чаадаев;

д) И. Ньютон

 

 

( б, в, д )

 

17. Какое утверждение относительно науки не соответствует точке зрения марксизма:

а) «наука – общий интеллект человечества»;

б) наука является продуктом деятельности не отдельных исследователей, но сообществ ученых-профессионалов, действующих согласно единой парадигме;

в) наука является «непосредственной производительной силой общества».

 

( б )

Как в позитивизме объясняется развитие науки?

а) механизмом развития науки является критицизм, т.е. заинтересованность ученых в скорейшем опровержении( фальсификации) теоретического знания;

б) открытия и инновации в науке связаны прежде всего с потребностями практики, общественного производства;

в) развитие науки происходит в результате накопления ( кумуляции) истинных и непротиворечивых теорий, которые складываются из прошедших проверку гипотез.

 

( в )

Возрастание сложности и противоречивости современной техногенной цивилизации, стимулированное научным познанием, порождает две противоположные позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм.

Какой позиции присуще сведение культуры к научному знанию, отождествление знания с его естественнонаучным стандартом и провозглашение его высшей ценностью общества?

а) сциентизму;

б) антисциентизму.

 

( а )

20. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе это:

а) метод;

б) методика;

в) методология.

 

( в )

 

 

Философия Древнего Востока.

Кто из философов ввел в научный оборот идею множественности культур и был убежден в том, что древние культуры Востока имели для всемирной истории не меньшее значение, чем античность?

а) А. Шопенгауэр;

б) О. Шпенглер;

в) Ф. Шеллинг.

 

( б )