Какое определение не относится к понятию общества?
а) свободное объединение людей ради достижения какой-либо общей цели;
б) тип объективных связей и зависимостей людей;
в) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
г) все формулировки раскрывают понятие общество.
( а, б )
3. Выберите положения, соответствующие учению об общественном договоре, возникшему в европейской социальной философии в XVII – XVIII вв.:
а) в «естественном состоянии» люди существовали по принципу «человек человеку – волк », благодаря разуму люди обнаружили выгоды коллективного сотрудничества, контроль над соблюдением общего согласия был возложен на государство;
б) в «естественном состоянии» люди существовали по принципу «человек человеку – друг», благодаря силе отдельные индивиды подчинили себе остальных; власть обрела форму государства;
в) общество – это и есть государство;
г) общество имеет договорную природу.
( а, в, г )
4. Все объединения людей, не имеющие выраженных политических целей, как то: семьи, религиозные общины, соседские кондоминиумы, родительские комитеты, профсоюзы, спортивные общества и т.п., это:
а) государство;
б) гражданское общество;
в) социум.
( б )
5. Социобиологическая теория общества разработана:
а) Т. Гоббсом;
б) Е. О. Уилсоном;
в) Гегелем.
( б )
6. Какие из вариантов объяснения природы общества являются натуралистическими?
а) религиозно-символические представления об обществе;
б) теория общественного договора;
в) концепция гражданского общества;
г) социобиологическая теория общества.
( б, в, г )
7. К. Марксу принадлежит мысль:
а) «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»;
б) «Индивиды, производящие в обществе, - а, следовательно, общественно-определенное производство индивидов, – таков, естественно, исходный пункт»;
в) « Практическая универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности»;
г) «Только когда – вероятно, внезапно – мир явится как мир, воссияет тот круг, из которого выпростается в ладность своей односложной пустоты дегкое окружение земли и неба, божеств и смертных»;
д) К. Марксу не принадлежит ни одно из высказываний.
( а, б, в )
8. Нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное «Я» и его благо, это:
а) справедливость;
б) альтруизм;
в) эгоизм.
( б )
9. Одно из понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность принципов, правил и прав, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий, это:
а) естественное состояние;
б) естественное право.
( а )
10. Стремление объяснять явления в причинно-следственном контексте без обращения к понятию чуда, это:
а) рационализм;
б) натурализм;
в) нигилизм.
( б )
11. Общество как система относится:
а) к суммативному типу систем;
б) к механическому типу;
в) к органическому типу.
( в )