ДИСЛАЛИЯ

Дислалия(от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) —нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана.

Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).

В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В начале 50-х годов А. М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М. Е. Хватцевым.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выделила только две формы: функциональная и механическая, в состав последней была включена и ринолалия.

В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной).

Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в логопедии представлений. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

 

4. Таблица «Сравнительный анализ форм афазии»

 

 

Форма афазии Локализация Понимание речи Экспрессивная речь Чтение и письмо
Афферентная моторная Поражение вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7, 40). Сразу после травмы или инсульта - грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от 1 дня до неск. суток). Наряду с артикуляционными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. А. Р. Лурия выделял 2 варианта: 1) полное отсутствие ситуативной речи при грубой выраженности расстройства; 2) «проводниковая афазия», значительная сохранность ситуативной речи, клишеобразная речь при грубом распаде повторения, называния и др. произвольных видов речи. Степень нарушения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При записи слов под диктовку появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).
Эфферентная моторная Поражение передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44,45). В основе расстройства понимания лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушение «чувства языка» и предикативной функции речи. На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл пословиц, метафор. На раннем этапе может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата проявляется в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В наиболее сложных случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Это обусловлено распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова.
Акустико-гностическая сенсорная Поражение задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22). Полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Больные не всегда осознают сразу у себя наличие речевого расстройства. С трудом улавливается на слух корневая, т.е. лексико-семантическая, часть слова. Нарушается не только фонематический слух, но и не различается на слух тембр, интонация, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. Расстраивается слуховой контроль за своей речью. Речь состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний («жаргонофазия» или «речевая окрошка»). Вторично, в связи с нарушением фонематического слуха, страдает повторение слов. Период жаргонофазии держится не более 1,5 – 2 мес., уступая место логорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. Множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени; находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счёта наблюдается на раннем этапе, т.к. счёт требует проговаривания слов.
Акустико-мнестическая Поражение средних и задних отделов височной области (поля 21 и 37) Характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3 – 4 не связанных по смыслу слов. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5 – 7 слов. Значительные трудности в понимании читаемого текста. Трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания. Семантическая размытость значений слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно («ножилка»). В отличие от акустико-гностической формы, высказывание отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». В письменной речи больше, чем в устной выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смешения предлогов, а также окончаний глаголов, существительных, местоимений, главным образом, в роде и числе. Изредка наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).
Семантичес- кая Поражение теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39) Нарушение понимания сложных и грамматических взаимоотношений слов , выраженных предлогами и окончаниями (импрессивный аграмматизм). Сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий», понимают значение отдельных предлогов. Утрачивается понимание метафор, пословиц. Затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкций. Нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включённых в инструкцию: «Покажи расчёску ручкой» и т.п. Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функций предмета. Вербальные парафазии не характерны. Письмо отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, мало сложносочинительных и сложноподчинительных предложений, сокращено употребление прилагательных. Грубое нарушение счётных операций.
Динамическая Поражение заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов III функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развёртывания речевого замысла, но и свёртывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. Персеверации, трудности быстрого нахождения предмета. Как и при эфферентной моторной афазии обнаруживается нарушение «чувства языка», затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Невозможность активного развёртывания высказывания. Правильно произносятся отдельные звуки, слова, короткие предложения, однако коммуникативная функция речи всё же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесённые им слова, вопросы, но и движения. Сохранны. Служат для восстановления плана высказывания. Элементарный счёт сохранен, даже при грубом распаде экспрессивной речи.