КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПАРКА АВТОМОБИЛЯМИ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Существующий в России рынок автомобилей позволяет АТП и владельцам транспортных средств при комплектовании парка приобретать и использовать отечественные или иностранные модели легковых, грузовых автомобилей и автобусов с улучшенными экологическими характеристиками и, тем самым, существенно снижать загрязнение окружающей среды в процессе эксплуатации.
Наиболее эффективные конструктивные решения, оказывающие существенное влияние на экологическую безопасность, состоят в следующем.
Повышение надежности.Надежность равноценных в перевозочном процессе автомобилей разных изготовителей может различаться в несколько раз. Применение автомобилей большей надежности при прочих равных условиях благодаря замедлению ухудшения параметров технического состояния позволяет увеличить периодичность ТО, сократить трудоемкость ТО и ТР, увеличить ресурсы агрегатов и автомобиля в целом, т.е. снизить объемы работы по обеспечению работоспособности автомобилей в эксплуатации и сопутствующие им выбросы, сбросы, отходы и сократить расходы материалов и запасных частей.
Совершенствование конструкции двигателей и систем управления рабочими процессами.Изготовители последовательно совершенствуют конструкцию двигателей и их систем, улучшая их экологические показатели. Обеспечивается это, во-первых, благодаря улучшению состава и процесса горения топливной смеси; во-вторых, - совершенствованию систем топливоподачи и зажигания; в-третьих, -применению электронных систем управления работой двигателя и каталитического нейтрализатора ОГ.
Наиболее эффективными конструктивными усовершенствованиями в этой области являются следующие. Бензиновые автомобили
• Рециркуляция ОГ, обеспечивающая снижение выбросов N0, на 40-60%, и двухкомпонентные каталитические нейтрализаторы, уменьшающие выбросы СО и С,Н^ на 75-90%.
• Управляемый дозированный впрыск топлива во впускной коллектор, снижающий токсичность ОГ на 25-30%.
• Компьютерная система управления рабочими процессами и составом ОГ с обратной связью, объединяющая дозированный впрыск, электронную систему управления и трехкомпонентный нейтрализатор (см. гл. 12); широко применяется на легковых автомобилях различных фирм и обеспечивает снижение удельных выбросов СО до 2,2 г/км, С^Н^ + NO, до 0,7 г/км, что соответствует жестким нормам ЕВРО-2.
• Управляемый дозированный впрыск в цилиндры многоклапанного двигателя, обеспечивающий организацию вихревого движения заряда и снижение токсичности до норм ЕВРО-3 (СО до 2,3 г/км, С,Ну + NO, до 0,2 + 0,15 г/км).
Дизельные автомобили
• Турбонаддув и промежуточное охлаждение воздуха, что обеспечивает снижение выбросов NO, и твердых частиц на 30% и на 8% улучшает топливную экономичность.
• Каталитический окислительный нейтрализатор ОГ в сочетании со стартовым нейтрализатором; обеспечивает снижение концентрации СО на 85-90%, С,Н^ - на 75-80%, NO, - на 20%.
• Повышение давления впрыскивания до 18-20 МПа в сочетании с электронным управлением впрыском; увеличивает степень распыливания топлива, повышает скорость и полноту сгорания и сокращает выброс твердых частиц на 40-60%.
Оснащение серийных автомобилей устройствами, снижающими токсичность отработавших газов.К ним относятся:
Бесконтактные системы зажигания (БСЗ) высокой энергии. Выпускается 10 различных типов БСЗ, предназначенных для замены устаревших систем на легковых, грузовых бензиновых автомобилях и автобусах. Их применение обеспечивает увеличение мощности двигателя на 3-5%, сокращение расхода топлива на 4-7% и уменьшение выбросов вредных веществ на 15-20%.
Бесконтактные системы зажигания высокой энергии в комбинации с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ). Установка на бензиновые автомобили этих устройств, по сравнению с традиционной контактно-транзисторной системой зажигания, обеспечивает снижение массового выброса вредных веществ до 30%, а при дополнении микропроцессорной системой управления зажиганием и ЭПХХ (которые тоже выпускаются и продаются) -на 35-42%.
Двухкомпонентные каталитические нейтрализаторы. В табл. 27.4 приведены результаты сравнительных лабораторных испытаний двигателей новых легковых и грузовых автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, свидетельствующие о значительной эффективности применения двухкомпо-нентных нейтрализаторов на бензиновых и дизельных автомобилях (данные НАМИ).
Нейтрализаторы достаточно просто устанавливаются в системе выпуска ОГ и подлежат замене после 160 тыс. км пробега.
Катализатор, находящийся внутри нейтрализатора, в процессе эксплуатации загрязняется жидкими и твердыми компонентами ОГ и покрывается сульфатами. Поэтому через каждые 20-25 тыс. км необходимо проводить его регенерацию.
Она включает продувку катализатора сжатым воздухом, промывку горячей водой в течение 3-4 ч, повторную продувку и сушку. После трехкратной регенерации катализатор заменяется.
Газовые системы питания (см. гл. 24). Значительный экологический эффект обеспечивает использование в качестве моторного топлива сжатого природного газа (см. табл. 27.4).
Накладки тормозных колодок и дисков сцепления, не содержащие асбеста и свинца. Применение на АТП этих экологически безопасных изделий позволяет исключить чрезвычайно опасные пылевидные выбросы, содержащие 30% асбеста и 5% свинца, годовой объем которых в целом по парку страны составляет около 45 тыс. т.