Франшиза без роялти

Расчет роялти

Для потенциального франчайзи размер роялти необычайно важен, так как завышенная ставка платежа может значительно снизить доходность франшизы и уменьшить привлекательность партнерства с данной компанией.

Франчайзер сам устанавливает ставку ежемесячного роялти, которая обычно составляет определенный процент от валовых доходов, полученных новым магазином сети в течение отчетного периода, или же является фиксированной, не зависящей от размеров прибыли ставкой.

Таким образом, за пользование франшизой и предоставленную возможность получения доходов от продажи товаров под торговой маркой франчайзера, новый партнер зачастую выплачивает не только единовременный платеж – паушальный взнос, но и отдает часть своих доходов.

Такую особенность франшизы, как наличие роялти обязательно необходимо учитывать при расчете рентабельности проекта, а также суммы инвестиций и предстоящих расходов.

 

 

Размер роялти обычно колеблется от 1 до 5% от валового дохода франчайзи и зависит от таких факторов, как:

· престижность торговой марки. Самые большие ставки роялти отмечены в сфере гостиничного бизнеса, так как известные во всем мире сети отелей чрезвычайно дорожат своей репутацией и стремятся оградить себя от сотрудничества со случайными в данной отрасли предпринимателями;

· размер потенциальной прибыли. Рассчитывая величину ставки регулярного платежа, франчайзер оценивает – какую выгоду получит новый франчайзи от открытия магазина, насколько высока рентабельность, торговая наценка и так далее;

· расходы на франшизу, например, если компания бесплатно предоставила рекламные материалы, оказала помощь в оформлении торгового зала и обучении персонала, то вернуть затраченные средства можно не только благодаря паушальному взносу, но и ставке роялти;

· расходы на содержание собственного персонала франчайзера: бухгалтерии, отдела маркетинга, службы централизованных поставок.

 

Франшиза без роялти

Франчайзинг без роялти – далеко не редкость, очень многие франчайзеры, например, сети магазинов обуви «Milana» , ювелирные салоны «Бронницкий ювелир» и другие бренды, привлекают франчайзи более выгодными, чем у конкурентов условиями, в частности, отсутствием ежемесячного взноса.

Кроме того, существует так называемый скрытый роялти – включаемый в стоимость продукции, которая приобретается новым магазином.

 

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, Инк., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Преимущества франчайзинга:

Преимущества для франчайзера:

Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объём продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определённые договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит, развивать новые направления.

При всём при этом франчайзер не обременён трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и т. д. Кроме того, развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений.

Преимущества для франчайзи: