IX. Цепляются друг за друга, становятся друг на друга
В этих сказках мы имеем дело с цепью человеческих тел или тел животных. Цепь создается или по горизонтали (цепляются, прилипают), или по вертикали вверх (становятся один на другого), или вниз (спускаясь, цепляются один за другого).
Формульные
22. «Репка». Дед посадил репку. ||: Не может ее вытащить. Помогает бабка (resp. внук, внучка, сучка и т. д.) :|| Репа вытащена (Андр. 1960 *Д I, AT 1960 D).
Сказка общеизвестна, но в сборниках встречается редко.
Эпические
23. «Волк и портной» («Человек на сосне»). Волки хотят поймать человека на сосне. II: Становятся один на другого (до семи) :|| Человек: «Нижнему больше всех достанется!»
256 Кумулятивная сказка
Падают (Андр. 121, AT 121). Эта сказка чаще всего служит продолжением сказки «Волк дурень» (Андр. 122, AT 122), но встречается и самостоятельно. Более распространена на Украине и в Белоруссии, чем у великоруссов. Любопытно африканское сказание: люди хотят достичь неба; ставят друг на друга деревянные ступы; до неба не хватает как раз одной ступы; они решаются взять нижнюю — все разваливается (L. Frobenius, Die Weltanschauung der Naturvolker, 1898). Из сопоставления этого случая с предыдущим и другими можно вывести отвлеченную формулировку этого типа.
Случаев опускания вниз в великорусском материале нет. См. AT 1250. Формулировка (нерусского) материала гласила бы: Хотят достать воды. ||:Один цепляется за перекладину колодца (затем другой за его ноги и т. д.) :|| Верхний устает, хочет поплевать в руки, все падают.
Этот случай регистрируем лишь для сравнения.
X. Убиваютсяо пустяках
Формульные
24. «Разбитое яичко». Курочка разбивает яичко. ||:Дед рассказывает бабе, баба плачет (resp. дьячок рвет книги, дьяк звонит в колокол и т. д.) :|| Поп сжигает церковь (Андр. *241 III, AT 2022).
Здесь приведены только три звена, наиболее характерные и устойчивые. На самом деле их всегда больше, но они сильно варьируют. Для этой сказки характерна необычайная суматоха: люди совершают с отчаяния ряд нелепых поступков. Каждое новоприбывшее лицо выслушивает весь рассказ сначала, а затем с отчаяния выкидывает какую-нибудь нелепость.
Данный случай — великорусская формулировка. В международном масштабе экспозиция сильно варьирует.
Эпические
25. «Жалостливая девка». Девушка идет к реке выполаскивать швабру. ||: «Если рожу сына —утонет». Присоединяется баба (затем мать, отец, бабка и т. д.), воют:|| Жених покидает невесту (Андр. 1450, AT 1450).
Великорусский материал не дает вполне четких случаев. Характер цепи иногда утрачен. Обычно следует другая сказка: жених (или другое лицо) отправляется искать, кто глупее.
Кумулятивная сказка