Методики для обследование тонкой, артикуляционной и мимической моторики
►Выявление латеральных предпочтений.
Определение ведущей руки.
Функциональные пробы:
1.Сложить пальцы рук в «замок» (определяется верхний большой палец).
2.Сложить руки на груди в «позе Наполеона» (ведущая рука находится сверху).
Определение ведущей ноги.
Функциональные пробы:
1.Ударить ногой по воображаемому мячу.
2.Сидя на стуле, положить ногу на ногу (ведущая нога находится сверху)
Определение ведущего глаза.
Функциональные пробы:
1.Сложить из пальцев воображаемый пистолет и прицелиться одним глазом.
2.Посмотреть в воображаемую подзорную трубу (сложенную из пальцев руки).
►Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса.
Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук
(варианты записей в протоколе обследования):
сохранность функции (N); недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность.
Отметить (если выявляются):
гиперкинезы пальцев; нарушения координации движений; тремор.
Выполнение заданий
(в методику исследования включены 20 проб, предъявляемые: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
Исследуемые компоненты тонких движений рук и
пальцев:
кинестетическая основа организации движений (статическая координация) - пробы № 1-4;
кинетическая основа организации движений (динамическая координация) - пробы № 5-7;
реципроктная координация - пробы № 8, 16; оптико-пространственная координация -пробы №6, 9-12;
конструктивный праксис - пробы № 13, 14;
ритмичность движений - пробы № 19, 20;
конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) -пробы №17, 18;
двигательная память - пробы № 5, 17;
скорость движения рук - пробы № 15,16;
синкинезии - пробы № 4-6 (учитываются все пробы);
переключаемость движений (учитываются все пробы);
дифференциация движений (учитываются все пробы); двигательная ловкость - пробы №15, 16 (учитываются все пробы);
точность движений - пробы № 15, 16 (учитываются все пробы).