Вальгусная (Х-образная) деформация ног

О вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда рассто­яние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямлен­ных коленях превышает 4-5 см (рис. 245).

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, ненаследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног по­является чаще всего через несколько месяцев после того, как ребенок

 

 


Рис. 245. Х-образное искривление ног

 

встал на ноги и начал ходить. Это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым еще мышечно-связочным аппаратом.

Основной причиной деформации ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его

малосимптомная и нелеченная форма. В тяжелых случаях возможно искривление костей голени, выпуклость кнутри. К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врож­денный вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес ма­лыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников. Девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации основные изменения происходят в ко­ленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости: бо­лее быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связ­ки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность.

Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгиба­ние ног в коленных суставах.

Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение — пятки отклонены кнаружи. Развивает­ся плоскостопие.

В далеко зашедших случаях страдает походка — ребенок ходит неуверенно, неловко, быстро устает, жалуется на боли в ногах. Если одна нога искривлена больше другой — часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.

Лечение вальгусной деформации — дело трудное и длительное, тре­бует от родителей постоянного внимания и настойчивости. Постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.

Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного суста­ва на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела. Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздержи­ваться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.

В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, кото­рые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голе­ностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению встал на ноги и начал ходить. Это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым еще мышечно-связочным аппаратом.

Основной причиной деформации ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелеченная форма. В тяжелых случаях возможно искривление костей голени, выпуклость кнутри. К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врож­денный вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес ма­лыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников. Девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации основные изменения происходят в ко­ленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости: бо­лее быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связ­ки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность.

Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгиба­ние ног в коленных суставах.

Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение — пятки отклонены кнаружи. Развивает­ся плоскостопие.

В далеко зашедших случаях страдает походка — ребенок ходит неуверенно, неловко, быстро устает, жалуется на боли в ногах. Если одна нога искривлена больше другой — часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.

Лечение вальгусной деформации — дело трудное и длительное, тре­бует от родителей постоянного внимания и настойчивости. Постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.

Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного суста­ва на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела. Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздержи­ваться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.

В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, кото­рые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голе­ностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению •Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирую­щие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.

•Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от под­коленной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубле­ние одним-двумя пальцами), поглаживание.

•Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Раз­минание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутрен­ней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце — обязательное поглаживание.

Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю по­верхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутрен­ний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в ниж­ней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).

1. Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).

И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.

2. Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщатель­ное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от ко­ленной чашечки вверх и кнаружи.

3. Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.

return false">ссылка скрыта

4. Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание обла­сти сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедрен­ной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени (рис. 247).

5. Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или попереч­ное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.

После массажа обязательно проделайте несколько упражнений(см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).

Сгибание и разгибание стопв голеностопных суставах.

 

 


Рис. 246. Корригирующий прием. I момент

 

 


Рис. 247. Корригирующий прием момент

Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксиро­вать голень.

Вращение стоп.Сначала одна стопа вращается в обе стороны, за­тем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть, мягким, безболезненным.

Захват игрушки стопами.Предложите ребенку захватить и удер­живать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).

Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.

Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя по-турецки.Поэтому следует сажать ребенка таким образом как можно чаще.

•Вставание из позы сидя по-турецки.Малыш сидит по-турецки. Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует ме­нять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога.

Приседание с разведением колен.Поддерживая ребенка под мыш­ки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен. Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно.

Вставание на носки.Предложите ребенку встать на носочки и по­тянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.

Ходьба на наружных краях стоп.Попросите малыша пройти немно­го, опираясь на наружные края стоп:

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Ходьба на двускатной ребристой доске.

Ходьба по «узкой дорожке»(рис. 248). Приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ков­ре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками. Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по брев­ну на детской площадке, поребрику тротуара и т. п.

 

 

 


Рис. 248. Ходьба по «узкой дорожке»