Методика психолого-педагогического обследования детей 3—5 лет

 

№ п/п Задание Выполнение задания
3—4 года 4—5 лет
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной   + -   - +
Разработка и складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец   + -   - +
Доски Сегена .№ 1 и 6 + +
Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм из пяти форм   + -   - +
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей   + -   - +
Цветные кружки: пяти цветов семи цветов   + -   - +
«Достань ключик»: практическая задача на картинке + +
Счет + +
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов   + -   - +
Рисование (дом, дерево, человек) + +
Игра + +

 


Методика психолого-педагогического обследования детей 6—7 лет

 

№ п/п Задание Выполнение задания
Включение в ряд +
«Лесенка» +
Классификация картинок по функциональному назначению +
Группировка картинок по способу действия +
Счет +
«Найди время года» +
«Дорисуй» +
Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) +
Рисование (дом, дерево, человек) +
Игра +

 

Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете формируются несколько позже, чем у нормально развивающихся. Для понимания задания более эффективной оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой кружок и кладет его на соответствующую полоску). Дальнейшие действия ребенок производит сам. Вторая часть задания понятна ребенку и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их.

Конструирование по образцу (предлагается с 4—5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание понимают. Однако из-за недостаточной активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлений, а также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................ 3

Глава 1. История детской практической психологии........................................... 4

1.1. Становление детской практической психологии и педологии..................... 4

1.2. Становление детской практической психологии в России......................... 11

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг................... 17

§ Вопросы и задания..................................................................................... 26

Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении 27

2.1. Психологический кабинет........................................................................... 27

2.2. Психологический инструментарий............................................................. 31

2.3. Нормативная документация детского практического психолога.............. 34

2.4. Специальная докyмeнтация......................................................................... 34

2.5. Opгaнизациoннo-мeтодичecкaя документация........................................... 39

§ Вопросы и задания..................................................................................... 43

Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста..... 45

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества 45

3.2. Психические особенности детей раннего возраста................................... 51

3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.................. 56

3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей................... 66

§ Вопросы и задания........................................................................................ 68

Глава 4.Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детскoro дошкольного учреждения...................................................... 70

4.1. Психодиагностика........................................................................................ 70

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка................................................................................................................ 84

4.3. Психологическое консультирование и просвещение................................. 89

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса......................... 92

§ Вопросы и задания..................................................................................... 99

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни.............................................................................................................................. 103

5.1. Терминология............................................................................................ 103

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве.......... 104

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте..... 108

5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте........................................................................................................................... 114

§ Вопросы и задания................................................................................... 122

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении 123

§ Вопросы и задания................................................................................... 136

Литература.......................................................................................................... 137

Словарь терминов............................................................................................... 143

Приложения......................................................................................................... 147

return false">ссылка скрыта

 

Учебное издание

 

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Под ред. проф. Т.Д. Марцынковской

 

 

Учебник

 

 

Редактор Н.И. Самодина

Оформление обложки А.Л. Бондаренко

Художественный редактор Е.Ю. Молчанов

Корректор Г.Д. Шаровка.

Компьютерная верстка И.Г. Долгой

 

 


1 Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения.

 

1 Живые существа в коррекционных программах используют дозированно, при отсутствии у ребенка аллергических реакций.

 

1 CAT (Child Apperception Test) — Детский апперцептивный тест.

 

1 В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: «Коробочка форм», «Пирамидки», «Матрешка», «Последовательность картинок», «Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера». Этот перечень не является полным и законченным.

1 Данные требования относятся к специфическому виду психологического инструментария.

 

1 Стандартизация на выборке детей дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения, в соответствии с возрастными нормами психического развития.

 

1 Здесь консультирование рассматривается вне контекста профессионального пространства психолога-консультанта.

 

* Показатели, помеченные *, фиксируются начиная с 4 лет.

 

* Показатели, помеченные *, фиксируются с 5 лет.

 

* Подборка сделана на основе практических материалов системы «Психогимнастика» (автор М.И. Чистякова).

 

* Подборка материалов сделана на основе разработок Д. Чейпи [98].

 

* Диагностика предложена Н.А. Рычковой.