Установление обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке

Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

 

Минимальные резервы — это обязательная нор­ма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполне­ния резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанно­го Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Централь­ном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обяза­тельных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные ре­зервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Как отмечалось, обязанность выполнения резервных требований возникает с мо­мента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и использу­ются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определен­ной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и ор­ганизаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гра­жданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, — во многом определяет кредитные воз­можности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым де­нежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышаю­щие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая офици­альные резервные требования. Центральный банк может регулировать кредитную ак­тивность банков и тем самым контролировать предложение денег.

 

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во- первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регули­рования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязатель­ных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность ком­мерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по воз­врату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонирует­ся и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту де­нежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Изменение процентных ставок по обязательным резервам Центрального банка показано в табл. 1.

В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов мо­жет дифференцироваться в зависимости от вида, размера и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои де­нежные средства, или по вкладам с незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется ком­мерческим банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к макси­мальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обяза­тельных резервов. Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в Центральном банке, тем выше будет уровень такого соответствия. В настоящее время данная операция осуществляется Цен­тральным банком совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на первое число месяца.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключа­ется в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и на основании норматива обязательных резервов, установленного Центральным банком, составляет расчет величины средств, подлежащих регулирова­нию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный ре­зультат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, и если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовав­шийся недовзнос средств перечисляется платежным поручением.

В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, Центральный банк на основании предоставленных ему сведений производит пере­расчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им сумму средств.

Такой порядок зачета или переноса избытка обязательных резервов с текущего пе­риода на следующий повышает гибкость регулирующих мер.

С 16 ноября 1998 г. Совет директоров Центрального банка принял решение установить единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте в размере 5%. При этом, начиная с 1 декабря 1998г. пересчет привлеченных средств в иностранной валюте, включаемых в расчет регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка РФ, стал проводиться по текущим курсам иностранных валют к рублю РФ, устанавливаемым вентральным банком.

В перспективе Центральный банк продолжит работу по совершенствованию и разработке нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям. Так, банки начинают манипулировать составом своих депозитов и пытаются большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований.

Поэтому Центральный банк совместно с другими уполномоченными организациями предусматривает создание единого программного комплекса по контролю обязательных резервов кредитных организаций. Сейчас предлагается распространить единый порядок обязательного резервирования на Сберегательный банк РФ по средней хронологической остатков обязательств, включаемых в базу резервирования.

4. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд ком­мерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учет­ной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происхо­дит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия огра­ничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоя­тельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Цен­трального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

— через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, ко­торые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

— через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, опре­деляет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стои­мость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в ре­гулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью под­держания необходимого уровня ликвидности банковской системы. При этом Центральный банк стремится к снижению процентных ставок в реальном выражении. Виды кредитов Центрального банка предоставляемых кредитными организациями, приведены в таблице.

Для восстановления работы МБК — межбанковского кредитного рынка, Централь­ный банк своей процентной политикой предоставляет возможность одним банкам по­полнять свою ликвидность за счет кредитов Центрального банка, а другим — нейтрали­зовать избыточную ликвидность. В этой ситуации главное для Банка России — отрегу­лировать соотношение между процентными ставками по своим кредитам и депозитным операциям, чтобы избежать возможности арбитражной игры коммерческих банков на операциях с Центральным банком.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

Новый инструмент денежно-кредитной политики — учетная ставка Центрального банка — устанавливается для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций.

 

Виды кредитов Центрального банка РФ, предоставляемых

кредитным организациям

 

Наименование кредита Банка России   Основание предоставления кредита   Процентная ставка по кредиту   Срок кре­дита  
Внутридневной кредит   Кредит «овернайт»   Положение Банка России «О порядке предос­тавления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных цен­ных бумаг» от 06.03.98 № 19-п (с учетом изме­нений и дополнений) Положение Банка России «О порядке предос­тавления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных цен­ных бумаг» от 06.03.98 № 19-п (с учетом изме­нений и дополнений)   Устанавливается еже­месячная плата за пра­во пользования креди­том (в настоящее время равна нулю)     Ежедневно объявляется (публикуется) Банком России   В течение операци­онного дня 1 рабочий день  
Ломбардный кредит   Положение Банка России «О порядке предос­тавления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных цен­ных бумаг» от 06.03.98 г. № 19-п (с учетом из­менений и дополнений); Положение Банка Рос­сии «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.03.96 № 36 (с учетом изменений и дополнений) Фиксированная (по решению Совета дирек­торов Банка России) либо по результатам проведенного ломбард­ного кредитного аукцио­на   От 1 до 30 календар­ных дней включи­тельно  
Кредит банку-сан-тору, осуществляю­щему мероприятия по санации про­блемной кредитной организации   Положение Банка России «О порядке предос­тавления Центральным Банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации» от 25,06.98 № 38-п   Устанавливается Сове­том директоров Банка России, изменяется пропорционально изме­нениям ставки рефи­нансирования Банка России   До 1 года  

 



Кредит в поддерж­ку мер по погаше­нию обязательств перед вкладчиками   Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, утвержден­ные решением Совета директоров Банка Рос­сии от 07.09.98 г.   60%, может изменяться в соответствии с изме­нением величины став­ки рефинансирования Банка России   До 6 ме­сяцев  
Кредит на поддер­жание ликвидности   Условия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка России от 24.10.98 г.   Устанавливается Сове­том директоров Банка России, может изме­няться в соответствии с изменением величины ставки рефинансирова­ния Банка России   От 1,2 месяцев до 1 года  
Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устой­чивости банка   Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка России от 29.10.98г.   Устанавливается Сове­том директоров Банка России, может изме­няться в соответствии с изменением величины ставки рефинансирова­ния Банка России   До 1 года  
Стабилизационный кредит   Условия предоставления и погашения стабили­зационного кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России от 29.10.98   Устанавливается Сове­том директоров Банка России, может изме­няться в соответствии с изменением величины ставки рефинансирова­ния Банка России   До 1 года  

 


Введение такой учетной ставки планируется в виде эксперимента для ог­раниченного числа банков, не потерявших устойчивость в результате банковского кри­зиса. На первых порах к переучету будут приниматься векселя экспортеров машино­строительной продукции, т. е. главным образом оборонной и аэрокосмической отраслей. Схема разрабатывается по инициативе правительства, которое надеется таким образом поддержать отечественных товаропроизводителей и способствовать росту технологиче­ского экспорта.

Центральный банк хотел бы использовать новый механизм определения стоимости кредитных ресурсов в экономике — через учетную ставку. К тому же, в полномасштаб­ной реализации такого механизма заинтересованы и крупнейшие банки, претендующие на звание учетных: на разнице между учетной ставкой Центрального банка и дисконт­ной ставкой, по которой банки будут покупать векселя у эмитентов, они будут зарабаты­вать денежные средства.

Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, полу­чающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в Центральный банк под заранее установленный процент. Главное условие — в этой операции могут участвовать только первоклассные банки и перво­классные покупатели — нерезиденты по экспортному контракту. То есть те, чей кредит­ный рейтинг не ниже российского рейтинга (ВВВ по версии Standart & Роог'5 или анало­гичный другого рейтингового агентства). В случае, если покупатель-нерезидент не соот­ветствует статусу первоклассного, сделка должна быть застрахована у первоклассного страховщика (рейтинг не ниже ВВВ по версии Standart & Роог'5).

Схема гарантирования контракта западным банком или страховщиком выбрана не случайно. Такие гарантии позволят, во-первых, минимизировать риск непогашения век­селей (так как западные страховщики приложат максимум усилий, чтобы обеспечить условия выполнения сделки), а во-вторых, не позволят экспортерам укрывать прибыль.

К переучету будут приниматься лишь векселя, отвечающие требованиям Женевской конвенции 1930 г.', что соответствует международной практике таких операций. Един­ственное ограничение для векселей — российский экспортер должен быть членом Ассо­циации участников вексельного рынка. Впрочем, большинство крупнейших отечествен­ных экспортеров имеют такой статус. Для того чтобы стать учетным, банк должен обла­дать капиталом не менее 5 млн. ЭКЮ и обязательно соблюдать норматив Н1 (достаточ­ность собственных средств) и Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика), а также выполнять в полном объеме резервные отчисления.

Учетную ставку справедливо считают одним из «цивилизованных» методов под­держки реального сектора: ведь учитываются векселя, выданные производителями. В первом разделе разработчики постановления указывают, что операции по переучету век­селей организуются «в целях стимулирования банковского кредитования экспортных отраслей промышленности и притока в РФ иностранной валюты».

Далее указывается, что «конечная цель операции — дать экспортеру рубли, чтобы он смог рассчитаться со своими поставщиками и увеличить выпуск экспортной продукции». Таким образом, Центральный банк надеется разорвать цепочку неплатежей в одном месте и в конечном итоге решить проблему неплатежей в целом.

Между тем схема переучета векселей по сути своей эмиссионная, так как под еще не материализовавшуюся валютную выручку от экспортных контрактов будут эмитироваться вполне реальные рубли.

Но инфляционный эффект, по-видимому, будет невелик из-за относительной узости сферы применения такого кредитования, поскольку сырьевым экспортерам разрешат эмитировать векселя в последнюю очередь.

Многосторонние международные договоры, регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. К вексельным Женевским конвенциям присоединились большинство западноевропейских стран, Япония, ряд государств Азии, Африки и Латинской Америки (Турция, Сирия, Индонезия, Ирак, Ливан, Марокко, Аргентина и др.).

Учитывать векселя Центральный банк намерен в собственном депозитарии. Причем в нем будут храниться не только векселя, выкупленные самим Центральным банком, но и принадлежащие учетным банкам. В Центральном банке считают, что сосредоточение учетных векселей в одном депозитарии обеспечит надежность проведения операций по переучету, а также снизит риск подделки или кражи векселей. Однако предъявлять к оплате Центральный банк будет свои, т. е. переучтенные векселя.

5. Рефинансирование банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерче­ским банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимство­ваний Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвид­ности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрально­го банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предпола­гается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:

— форме обеспечения — учетные и ломбардные кредиты;

—срокам использования— краткосрочные (на 1 или несколько дней) и средне­срочные (до 6 месяцев);

— методам предоставления — прямые кредиты и кредиты, реализуемые Централь­ным банком через аукционы;

— целевому характеру — корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно дей­ствующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки.

Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения — использование количественных ограничений имеющихся в распоряже­нии банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы пере­учитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Цен­тральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляе­мых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лими­ты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита. Цен­тральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской лик­видности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, яв­ляются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сум­му ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковремен­ных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбард­ного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Ломбардные кредиты широко использовались в практике денежно-кредитной поли­тики в России. После событий 17 августа 1998 г. Совет директоров Центрального банка оперативно принял решение о внесении изменений в действующий механизм кредито­вания банков. Исходя из критерия срочности, кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные— кредиты «овернайт», внутридневные креди­ты — и среднесрочные — от 1-2 месяцев до б месяцев или до 1 года. В целях упорядо­чения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущений завышения банка­ми процентных ставок было установлено, что, начиная с 1 сентября 1998 г., банки имев­шие возможность получения кредитов «овернайт», не допускаются к участию в лом­бардных кредитных аукционах. В связи с выпуском облигаций Центрального банка эти ценные бумаги стали приниматься в обеспечение кредитов Центрального банка, предос­тавляемых по результатам ломбардных кредитных аукционов, внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». В целом за 1998 г. Центральный банк предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов.

В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансиро­вания Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), так как межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк.

Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Центрального банка — внутридневных и креди­тов «овернайт» — предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.

Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками спо­собом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона по­тенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень про­центной ставки, а также способ проведения аукциона.

При американском способе заявки ранжируются по уровню предложенной про­центной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установлен­ного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсече­ния — минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.

В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заяв­ки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенного к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.

В рамках проводимой реструктуризации банковской системы России основным ин­струментом предоставления дополнительной ликвидности банкам будет рефинансиро­вание. Уже в течение сентября — ноября 1998 г. Центральный банк с целью поддержа­ния ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам ре­гионов России (первоочередная задача— восстановление и укрепление региональных банков), а также отдельным социально значимым банкам на сумму около 8 млрд. руб. сроком до 1 года.

Центральный банк будет проводить работу по дальнейшему совершенствованию действующей системы кредитования и постепенной централизации этого процесса через создание единого программного кредитного комплекса кредитных операций. Это позво­лит обеспечить бесперебойное функционирование системы безналичных расчетов, раз­вязку неплатежей и поможет банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.

6. Операции на открытом рынке

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Полити­кой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бума­ги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бума­ги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Термин «политика открытого рынка» впервые появился в США в 20-х годах. Опера­ции Центрального банка США на открытом рынке по сравнению с другими странами бы­ли наиболее масштабными, так как в этой стране самый большой рынок ценных бумаг.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздей­ствия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммер­ческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и спо­собствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в пе­риод кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерче­ским банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по от­ношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым бан­ки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирова­ние рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может устано­вить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем ус­ловия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем усло­вием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой— так называемые обратные операции (операции РЕПО).

Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке харак­теризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рынок государственных ценных бумаг на протяжении 1996—1998 гг. оказывал ре­шающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом и выступал важным инструментом регулирования денежно-кредитной политики Центрального бан­ка. Это определялось как функциональной ролью рынка государственных ценных бумаг, так и широким присутствием на нем нерезидентов, на долю которых приходилось 32% находившихся в обращении ГКО-ОФЗ, а среди резидентов основными держателями (62%) были Центральный банк и Сбербанк России. Нерезиденты обеспечивали массиро­ванный приток валютных средств на рынок ГКО-ОФЗ, что стимулировало снижение доходности гособлигаций. С другой стороны, они стали каналом, передающим влияние колебаний конъюнктуры международных финансовых рынков на российский рынок и способствовали его кризису. Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. являлось последовательное изменение котировок. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в январе до 71% в июле, достигая в отдельные дни 110-120%. В условиях растущей доходности гособлигаций Минфин России проводил их погашение с привле­чением средств федерального бюджета. В июле 1998 г. Минфин России провел реструк­туризацию накопленного внутреннего государственного долга по схеме, предусматри­вающей добровольный обмен ГКО на номинированные в долларах еврооблигации с дли­тельным сроком обращения (7 и 20 лет), а также отказался от эмиссии новых выпусков ГКО. Но кардинального оздоровления рынка не произошло и в августе торги останови­лись.

Перед Центральным банком встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструмен­том регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткосрочные бескупонные облигации России —• ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения составляет до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии определен в 10 млрд. руб. Центральный банк предоставил возможность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка. Рынок государственных ценных бумаг должен при­обрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его динамики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обращаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

— существовавшие до 10 августа 1998 г. бумаги, не подпадающие под реструктури­зацию ГКО-ОФЗ;

— бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

— новые инструменты государственного долга.

Продолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в значительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и фи­нансов.

 

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагается активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств — облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

 

7. Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными послед­ствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и де­нежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной де­нежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса по­средством:

— проведения денежно-кредитной политики;

— валютных интервенций;

— использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дис­контную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регу­лирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздейст­вует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервен­ций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглаше­ний своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. На­против, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме прове­дения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экс­порта, либо импорта капитала.

 

Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что мо­жет выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования — дисконтной и девизной по­литикой— и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

1. Нормы налогового законодательства:

— налогообложение курсовых разниц;

— форма платежей налогов по валютным операциям;

— налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.

2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:

— законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;

— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;

- норма обязательной продажи валютной выручки;

- ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;

—регламентация государственных закупок (выбор поставщиков— отечествен­ных или иностранных).

3. Нормы банковского законодательства:

— нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если нор­ма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.

— требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте.

Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой — к изменению стоимо­сти банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает рас­ходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество пред­приятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валют­ном рынке.

За более чем семь лет либерализации отечественного валютного рынка Централь­ный банк испробовал все основные существующие режимы валютного курса с тем или иным результатом воздействия на объемы официальных валютных резервов.

Чем более жестким и регулируемым был режим валютного курса, тем большие затраты средств валютного резерва для его поддержания в полном соответствии с общемировой практи­кой требовались от Центрального банка.

С начала 1992 г. на протяжении двух с половиной месяцев Центральный банк при­менял фиксированный валютный курс рубля, установленный с учетом результатов тор­гов на Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), на первоначальном уров­не 110 руб. за 1 долл. США. С первых же дней существования нового режима валютного курса возникла постоянно увеличивавшаяся положительная разница между биржевым и официальным курсами доллара США к рублю, составлявшая в течение полугода в сред­нем около 50% в месяц. Затем официальный курс доллара США к рублю, несмотря на высокие темпы инфляции, был постепенно искусственно снижен до уровня 85 руб. за 1 долл. к июню 1992 г.

Валютные резервы Центрального банка в этот период практически полностью отсутствовали: все валютные средства, поступавшие от обязательной прода­жи части экспортной выручки, немедленно направлялись на валютные биржи для под­держания валютного курса рубля,

С лета 1992 г. ориентиры политики Центрального банка в области регулирования валютного курса рубля изменились: курс Центрального банка, устанавливаемый для доллара США по отношению к рублю, начал приближаться к биржевому. Официальный валютный курс был в течение месяца снижен на 17,5%, затем 1 июля 1992 г. еще однора­зово девальвирован на 25% и начал устанавливаться по результатам торгов на ММВБ. Кроме того. Центральный банк фактически перешел на использование режима «управ­ляемого плавания» валютного курса. В рамках этого режима только чересчур большие разовые отклонения валютного курса сглаживались валютными интервенциями Цен­трального банка. В результате проведения политики естественного снижения валютного курса рубля в соответствии с темпами инфляции сократились объемы валютных интер­венций Центрального банка и у него начали формироваться валютные резервы, достиг­шие к концу 1995 г. 14,3 млрд. долл. США. Тем не менее до середины 1995 г. концепция сдерживания, хотя и в меньшей степени, продолжала преобладать в политике Центрального банка. По этой причине периоды использования Центральным банком режима «управляемого плавания» курса рубля преры­вались валютными кризисами, возникавшими в результате значительного отставания ди­намики валютного курса от темпов роста внутренних цен. Так было в августе, сентябре и октябре 1992 г., январе 1993 г., октябре 1994 г. («черный вторник»), январе 1995 г.

 

 

Каждый раз проявлялся накопленный нереализованный потенциал валютного курса рубля, кото­рый возникал в результате завышения номинального курса валюты относительно его ре­ального (с поправкой на инфляцию) значения и рестриктивной монетарной политики Цен­трального банка, ограничивающей рост денежной базы, отрицательные последствия такой политики становились очевидны по значительному снижению уровня валютных резервов, израсходованных на искусственное поддержание завышенного валютного курса.

Возникающее противоречие всякий раз устранялось в результате разовых девальва­ций (в среднем более чем на 20% каждая). Причем девальвации эти проводились через механизм торгов ММВБ путем сокращения объемов или полного отказа от интервенций Центрального банка. Тем самым валютный курс на короткое время переводился в режим «свободного плавания».

С середины 1995 г., когда валютные резервы Центрального банка достигли доста­точных размеров, был последовательно проведен ряд мероприятий, направленных если не на стабилизацию динамики валютного курса рубля, то на придание ей определенно­сти. В результате усиления бюджетной и денежно-кредитной политики стало возмож­ным ввести режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ог­раничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период сыграл позитивную роль и позволил ограничить инфляционные ожидания. Так, с июля и до конца 1995 г. был установлен предел отклонений курса рубля в форме «горизонтального» валютного коридора с границами 4300-4900 руб. за 1 долл. США. Тем самым Банк России обязался всеми доступными ему методами денежно-кредитной и валютной политики удерживать текущий валютный курс в объявленных границах. В 1996 г. эта политика была продолжена, и валютный коридор был продлен в пределах 4550-5150 руб. за 1 долл. США. С мая 1996 г. в рамках действовавшего валютного ко­ридора дополнительно был введен малый валютный коридор с ежедневной фиксацией допустимых отклонений курса рубля в пределах ±1,5%, которые ограничивались при помощи валютных интервенций Центрального банка.

В середине 1996г. произошло ослабление бюджетной политики, увеличился бюд­жетный дефицит и государственный долг. Это совпало с ухудшением конъюнктуры ми­ровых товарных рынков. В этих условиях был введен наклонный валютный коридор. При этом государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям (присоединенные к статье VII Статье Устава Международного валютного фонда). С июля 1996 г. устанавливается наклонный валютный коридор с нижней границей 5000-5600 руб. и с верхней — 5500-6100 руб. за 1 долл. США. Тем самым Центральный банк вновь изменил режим валютно­го курса рубля, начав использование отдельных элементов режима «скользящей фикса­ции». Последний был выбран в качестве внешне наиболее привлекательного и, как мог­ло показаться, наиболее эффективного.

 

 

В рамках режима скользящей (ползучей) фиксации, курс национальной валюты привязывается к какому-либо объективному рыночному критерию: курсу твердой валю­ты или к корзине валют. В последующем курсовое соотношение национальной валюты и объективного рыночного критерия поддерживается на неизменном уровне на отдельных промежутках времени. В зависимости от ситуации на валютном рынке или состояния экономики страны эти уровни могут относительно плавно изменяться.

В рамках уста­новленных уровней курс национальной валюты поддерживается путем проведения Центральным банком целенаправленной денежно-кредитной политики, а в случае необхо­димости — официальных валютных интервенций.

Эта политика проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г., когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко воз­росший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к сущест­венному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту. Начиная с этого времени Центральный банк вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке. В конце 1997 г. было объявлено о новом порядке формирования валютного курса: введении центрального курса и допус­тимых пределов отклонений, также в режиме односторонней привязки.

Количественные параметры объявленной курсовой политики — границы валютного коридора и центральный курс рубля к доллару США — были определены на основе пред­положений о сохранении или незначительном изменении внешнего баланса финансовых потоков России, сложившегося в 1996-1997 г. Основной чертой этого баланса является значительный чистый приток краткосрочного иностранного капитала в страну. Однако в 1998 г. баланс движения капитала изменился, начался отток капитала из России.

По ряду критериев сложившийся к середине 1998 г. курс российского рубля (на уровне 6,2 рубля за 1 долл. США) являлся завышенным. Таким образом, в августе 1998 г. реализовался накопленный инфляционный потенциал валютного курса рубля. В результате одновременного проявления целого ряда негативных факторов, которые тем самым усилили свое воздействие на валютный курс рубля, разразился небывалый кризис отечественного валютного рынка.

Одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики в перспективе является обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса рубля. В условиях финансового кризиса и сложившегося уровня открытости российской экономики невоз­можно без равновесного валютного курса обеспечить нормальное и поступательное раз­витие внешнего сектора, стабилизацию ситуации в банковской системе, сдерживание инфляции, создание условий для притока иностранного каптала.

Из этого вытекает, что основными задачами Центрального банка в области регули­рования внутреннего валютного рынка на современном этапе в кратко- и среднесрочном плане являются следующие:

1. Обеспечение ликвидности отечественного валютного рынка и, соответственно, эффективности расчетов по внешнеэкономическим операциям;

 

 

2. Обеспечение должного контроля за соблюдением законности при проведении коммерческими банками валютных операций; временное введение валютных ограниче­ний по капитальным операциям, сокращающих вывоз капиталов за рубеж; принятие мер, направленных на возвращение средств, переведенных за рубеж в преддверии августов­ского (1998 г.) кризиса;

3. Проведение сбалансированной (с точки зрения обеспечения рентабельности при­оритетных экспортных отраслей и критического импорта) политики регулирования ва­лютного курса рубля, отвечающей интересам большинства отечественных производите­лей и основным задачам развития экономики в целом;

4. Наращивание золотовалютных резервов путем повышения объемов обязательной продажи экспортной выручки, ужесточения контроля за целевым использованием ва­лютных средств, приобретаемых импортерами, и постепенного снижения объемов ва­лютных интервенций;

5. Повышение эффективности управления золотовалютными резервами Централь­ного банка, минимальное их использование для достижения своих целей на внутреннем валютном рынке.

Решение второй из упомянутых задач может дать наиболее быстрый эффект, по­скольку находится в сфере административных методов валютного регулирования и ва­лютного контроля. Оно зависит в большей степени от эффективного взаимодействия Центрального банка с Госналогслужбой (МНС), Государственным таможенным комите­том (ГТК) и Федеральной службой валютно-экспортного контроля (ВЭК), а также от правильности и тщательности проведения банковского аудита, качества работы подразделений банковского надзора и инспектирования.

Успешное достижение всех остальных перечисленных целей зависит в основном от. правильности выбранных ориентиров в проведении Центральным банком политики регулирования валютного рынка, которые во многом определяются политикой валютного курса.