Делопроизводство в СССР (1917 – 1991 гг.)

 

Первый период. От разрозненных усилий по упорядочению делопроизводства до разработки Единой государственной системы делопроизводства (1917 – 1973 гг.)

После революции в октябре 1917 г. в связи с отстранением старого чиновничьего аппарата от власти и заменой его неквалифицированным персоналом из рабочих и солдат уровень документационного обеспечения управления заметно снизился. Однако советское правительство, формируя новый государственный аппарат, уделяло большое внимание улучшению «письмоводства», сокращению переписки, устранению канцелярской волокиты.

Отошли в прошлое многие виды документов (прошения, доношения, представления и т.д.), появились новые виды документов (декреты, мандаты, заявления и т. д.). Документы стали более лаконичными.

В первые годы советской власти был принят ряд законодательных актов, такие как декрет СНК от 24 декабря 1917 «О порядке издания приказов или распоряжений»; постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», установившее форму официальных документов и перечень реквизитов и др.

В середине 20-х годов были образованы две важные научно-исследовательские организации – Государственное бюро организации строительства «Оргстрой» и Государственный институт техники управления

Стр. 10

(ИТУ), оказавшие заметное влияние на решение проблем управления и делопроизводства в учреждениях страны.

В 1931 г. был издан проект «Общих правил документирования и документооборота», разработанный на основе передового опыта, в том числе зарубежного.

В 20–30-е годы развивались системы специальной документации (бухгалтерской, статистической, кадровой и др.), издавался ряд журналов, на страницах которых рассматривались проблемы документирования управленческого труда («Вопросы организации и управления», «Техника управления» и др.), был выпущен целый ряд учебников, учебно-практических пособий и научных трудов по делопроизводству. В 1936 г. Конституцией страны были законодательно установлены виды распорядительных документов, которые могли издавать органы власти и управления, среди них (сверху вниз от Верховного Совета СССР до руководителей организаций и предприятий): законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения.

В военные 40-е и последующие годы, включая и 60-е, архивные организации страны были наделены большими полномочиями по организации делопроизводства и архивного дела.

В течение 70-х годов советское делопроизводство получило значительное развитие. Кроме создания Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), был разработан целый ряд государственных стандартов первостепенного значения, среди них: ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»; ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и др.

Однако к середине 80-х годов, в связи с необходимостью внедрения в практику управления новых информационных технологий, уже нашедших применение на Западе, ЕГСД была переработана в Единую государственную систему документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). С этого времени понятие «делопроизводство» именуют также термином «документационное обеспечение управления» (ДОУ). В 1988 г. ЕГСДОУ была преобразована с соответствующей корректировкой в Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ)

 

Второй период. От традиционного делопроизводства к документационному обеспечению управления.

Нормативно-правовую базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения управленческой документации, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления.

 

Стр. 11

Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция Российской Федерации. В Конституции записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» (раздел 4.4, ст. 29). Это положение развито в важнейшем правовом акте – Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.

Федеральный закон содержит ряд основополагающих положений по документационному обеспечению управления. Закон определил порядок обязательного документирования информации и перевода ее в информационные ресурсы, сформулировал необходимую терминологию (информация, документированная информация и др.), обязал предприятия и организации всех форм собственности предоставлять соответствующую требуемую информацию органам государственной власти. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей ГК РФ установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица.

Ряд законодательных актов Российской Федерации (Законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации», «Об участии в международном информационном обмене», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об обязательном экземпляре документов», «Об электронной цифровой подписи», «О коммерческой тайне», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете» и др.) содержит нормы, которые должны учитываться при составлении, оформлении и хранении деловых документов. Действующим законодательством регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, в том числе электронной почты, Интернета; требования к защите информации, приданию документам юридической силы (официальности) и т. д.

Национальный государственный стандарт России ГОСТ Р 6.30-2003 является важнейшим нормативным документом по оформлению деловой документации. Стандарт принят постановлением Госстандарта России (теперь – Федеральное агентство по техническому регулированию и мет-рологии) от 3 марта 2003 г. № 65-ст. В стандарте отражены требования к оформлению управленческих документов, имеющиеся в ранее действовавших, а затем отмененных стандартах – ГОСТ Р 6.30-97 и его предшественников ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД): постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы,

Стр. 12

 

включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД, класс 0200000).