Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.
Государственный и муниципальный долг
1. Содержание, формы и методы гос и мун заимствований. Понятие о гос и мун долге.
Понятие гос и мун заим-й. Формы заим-й. Опр-е гос и мун займов, их классиф-я. Программа гос внешних и внутр заим-й РФ. Понятие гос долга. Состав гос долга РФ. Гос внутр долг: опр-е, стр-ра, динамика. Гос внеш долг: опр-е, верхний предел. Опр-е капит, осн-о и тек гос долга.
Гос заимст-я - займы и кредиты, привлекаемые от физ и юр лиц, иностр-х гос-в, м/унар фин орг-й, по кот возникают долговые обяз-ва РФ и суб РФ как заемщика ДС или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Гос (мун) заим-я использ-ся как способ привлеч-я ДС для покр-я бюд дефицитов на всех уровнях БС РФ - фед, рег и местном.
Формы внутренних гос заим-й:
-гос займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
-договоры и соглашения о получении РФ бюд ссуд и бюд кредитов от б-в других уровней БС РФ;
-договоры о предоставлении РФ гос гарантий;
-соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг-х обязат-в РФ прошлых лет.
В завис-ти от дифференциации; по видам заим-я и формир-го портфеля долговых обяз-в гос внешние заим-я подразделяются на иностр-е кредиты (ссуды) и заим-я, осущ-е путем эмиссии гос цб.
Формой гос и мун заим-й явл-ся кредиты, привлек-е органами гос-й власти и органами МСУ для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены гос и комм банками, др КО, иностр гос-ми, их банками и фирмами, м/унар-ми фин орг-ми. По методам проведения гос и мун заим-я подразделяются на добровольные и принудительные.
Гос. и мун. займы - это ден. ресурсы, привлек-е от физ. и юр. лиц, иностр гос-в, м/унар-х фин. орг-й на основании заключ-х договоров, по кот возникают долговые обяз-ва РФ, субъекта РФ, МО как заемщиков или гарантов.
Договор гос. или мун. займа закл-ся путем приобр-я инвестором выпущ-х гос. либо мун. Цб, удовлетв-х право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы им-ва, установленных %.
Гос. и мун. займы классифицируются по ряду признаков:
1. по праву эмиссии: размещаемые центральными, субфедерал и местн органами упр-я.
2. по признаку держателей ц/б займы классиф-ся на размещаемые только среди населения, только среди юр. лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.
3. по срокам погашения займы подразделяются на краткоср-е (до 1 года), среднеср-е (от 1 до 5 лет) и долгоср-е (5 лет и выше).
4. по месту размещения различают внутр займы (в нац. валюте) и внешние, размещаемые на заруб ден рынках (в валюте страны-кредитора, гос-ва-заемщика или третьей страны).
Гос. внутр и внеш заим-я осущ-ся в соотв-и с Программами, утв-ми на очер фин. год совместно с Законом о ФБ.
Гос.внешние заимств-я РФ: выпуск ЦБ от имени РФ, кредиты от: Кред.орг-й ,иност.гос-в, иностр.юр.лиц и междун..орг в иностр.валюте!!. Государственный внут.заим-я РФ: выпуск ЦБ,кредиты от: бюджетов, Кр.орг-й, междунар.орг-й в валюте РФ.
Гос.внешние заимс-я суб-та: выпуск ЦБ,кредиты от иностр.банков в валюте иностр ; Гос.внут.заимс-я суб-та: выск ЦБ, кредити от бюджетов, кр.орг-й и и междунар.орг-й в валюте РФ;
Мун.заимствования МО: выпуск ЦБ, кредиты от бюджетов и кр.орг-й.
Программа гос внешних заим-й пред-т собой перечень внеш заим-й РФ на очер фин год с разделением на несвязанные (фин) и целевые иностр заим-я. При этом для несвязанных займов и кредитов указ-ся источники привлечения, суммы заим-я и сроки погаш-я, а для цел-х иностр заим-й — конечный получатель, цели заим-я и направления использ-я, источники и суммы заим-я, сроки погашения, гарантии 3х лиц по возврату средств в ФБ (если такой возврат предусм-н), оценка объема использ-х ср-в до начала фин года и прогноз объема использ-я средств в очер фин году.
Программа гос внутр заим-й, суб-в РФ, МО предст-т собой перечень внутр гос и мун заим-й на очер фин год по видам заим-й, с указанием общего объема заим-й, направ-х на покрытие дефицита бюджета и погашение гос, мун долговых обязательств.
Программы гос внутр и внеш заим-й представляются исполнит органами в соответств. за-конодат. (представит.) органы власти вместе с проектом закона о бюджете на очер фин. год.
Гос. или мун. долг – обязат-ва, возникающие из займов принятых на себя РФ, суб РФ и органами местной власти, гарантии по обяз-вам 3-х лиц, др. обяз-ва. Или сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам.
Гос. долг РФ – долг-е обяз-ва РФ пред физ. и юр. лицами, иностр гос-ми, м/унар орг-ми и др. суб м/унар-го права. Он обеспечивается всем находящимся в фед. Соб-ти им-вом, состав-м гос. казну.
Гос. долг подразделяется на внеш и внутр. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в котором представлены обязательства гос-ва.
Внеш долг- это обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Внутр долгом -обязательства, выраженные в валюте РФ (рублях).
В зависимости от сроков погашения выделяют виды долг. обязательств: краткоср. (до 1 года), среднеср. (от 1 года до 5 лет) и долгоср. (от 5 до 30 лет).
Сроки погашения опред-ся условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств МО определен максим. срок погашения 10 лет.
Состав гос. долга РФ пред-т собой групп-ку долг-х обязат-в РФ, которые сущ-т как обязат-ва по:
1) кред-м, привлеч-м от имени РФ как заемщика от кред. орг-ций, иностр гос-в, м/унар фин. орг-ций, иных субъектов м/унар права, иностр-х юр. лиц;
2) гос. цен. бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюд кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов б.с.РФ;
4) гос. гарантиям РФ;
5) иным долговым обяз-ми., ранее отнесенным в соотв. с законодат.РФ на гос. долг РФ.
В объем гос. внутр долга РФвключаются:
1) номин-я сумма долга по гос. цен.бум. РФ, обяз-ва кот. выражены в валюте РФ;
2)объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраж-е в валюте РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
4) объем обязательств по гос. гарантиям, выраженным в валюте РФ.
Внутр долг включает в себя следующие элементы:
· Рыночные долг обяз-ва – эмитированные гос-м и свободно обращающиеся в внутр рынке ГЦБ.
· Нерыночные долг обяз-ва – обяз-ва, кот не могут свободно продаваться и покупаться (задолж-ть Прав-ва РФ по кредитам, получ-м от ЦБ РФ, включая задолж-ть предприятий отдельных отраслей, переоформленная в гос внутр долг)
В объем гос. внешнего долга РФвключаются:
1) номин-я сумма долга по гос. цен. бум. РФ, обяз-ва по кот. выражены в иностр. валюте;
2) объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраженые в иностр. валюте, в т.ч. по целевым иностр. кредитам (заим-м),
3) объем обяз-в по гос-м гарантиям РФ, выраж-м в иностр валюте.
При принятии бюджета на очер фин год опредся:
· Верхний предел гос внешнего долга РФ
· Верхний предел гос внешнего долга перед РФ.
· Предел предоставления гарантий третьим лицам.
Предельный размер гос внешних заим-й не должен превышать год объем платежей по обслуж-ю и выплате основной суммы гос внешнего долга.
return false">ссылка скрытаГосударственный долг бывает:
1. Капитальный (долг с процентами)
2. Основной (номинальная стоимость долга)
3. Текущий (те расходы, которые выплачиваются постоянно)
В абсолютном выражении росс внеш гос долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов
2. Управление государственным и муниципальным долгом.
Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.
Управление гос. долгом – сов-сть меропр-й гос-ва по выпуску и размещению долг-х обяз-тв, выплате % по ним, по погашению займов и опр-ю усл выпуска новых гос. ц/б.
Цель: нахожд-е оптим состояния м/у потреб-ми гос-ва в допол фин ресурсах и затратами по их привлеч-ю, обслуж-ю и погаш-ю.
Задачами управления долгом являются:
-сохран-е объема ГД на эк безопасн ур-не;
-сокращ-е ст-ти обслуж-я ГД РФ;
-обесп-е испол-я обяз-в гос-ва в полном объеме по как можно >низкой ст-ти на средне и долгосроч перспективе.
В широком смысле: управление долгом – это 1 из направлений фин политики гос-ва (МО), осущ-ое компетентными органами власти и упр-я и связанное с обяз-вами гос-ва (МО) в качестве заемщика или гаранта.
В узком смысле: упр-е долгом – это сов-сть действий, связ с подготовкой к выпуску и размещению долговых обяз-тв гос-ва (МО), действий по регулир-ю рынка гос. (мун) ц/б, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обяз-в и предоставлению гарантий.
Осн принципы упр-я ГД:
-безусловность – обесп-е точного и своевремен выпол-я обяз-в гос-ва перед инвесторами и кредиторами без выставления доп условий;
- единство учета – учет по всем видам кредитов и займов должен иметь место в обязат порядке;
- единство долг политики – обесп-е единого подхода к политике упр-я гос долгом на всех ур-нях гос власти;
-согласованность – обесп-ет мах возмож-ть гармонизации интересов кредитора и гос-ва-заемщика;
- сниж риска – выпол-е всех необх действий, позвол снизить риски кредитора и инвесора;
-оптимальность –создание такой стр-ры гос зимств, чтобы выпол-е обяз-в по ним было сопряжено с мин затратами и мин рисками и оказыв наимен отриц воздействие на эк-ку;
- гласность-предостав-е своеврем достовер и полной инф-и в параметрах займа всем заинтерес пользователям.
Управление гос. долгом РФ осущест Прав-вом РФ, гос. долгом субъекта РФ – органом исполн власти данного субъекта, муниц долгом – уполномоченным органом МСУ.
Упр-е ГД имеет 4 состовл: прогноз-е; план-е; анализ; контроль.
Методы упр-я ГД:
1. рефин-е –погашение части ГД за счет вновь привлеч ДС;
2. конверсия – измен-е доход-ти займа;
3. консолидация – превращ-е части задол-ти в новую задолж-ть с более длит сроком погаш-я;
4. новация-соглашение м/у гос-вом-заемщиком и кредитором по замене обяз-в в рамках 1 кредит договора;
5. унификация-реш-е гос-ва об объедин-и неск-ких ранее выпущ займов;
6. отсрочка-консолидация при одновремен отказе гос-ва от выплачен дохода по займам;
7. дефолт-отказ гос-ва от выплаты ГД.
Реструктуризация- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, состав-х ГД, с заменой указ-х долг-х обяз-в иными долговыми, предусм-ми др условия обслуж-я и погаш-я обяз-в.