Конкуренция - это экономическое соперничество между энергокомпаниями за право поставок на энергетические рынки продукции и услуг.

Конкуренция позволяет получить такие общественно значимые результаты, как

• снижение издержек производства и тарифов на энергию;

• ускорение внедрения и освоения прогрессивных технологий энергетического производства;

• повышение энергоэффективности в потребительском секторе (как следствие предоставления широкого круга услуг по энергосбережению);

• улучшение состояния окружающей среды (в том числе за счет освоения возобновляемых источников энергии).

В электроэнергетике в передаче и распределении энергии конкуренция исключена: здесь действуют естественные монополии. В других сферах можно выделить следующие виды и формы конкуренции.

Прямая конкуренция:

• в сфере генерирования энергии - между энергокомпаниями-производителями;

между энергокомпанией и собственными генерирующими установками потребителей (формы прямой конкуренции в этой сфере - в использовании действующих мощностей и в создании новых);

• в сфере торговли энергией - между поставщиками (продавцами) энергии, доводящими ее до конечных пользователей.

Косвенная конкуренция (в сфере энергопотребления):

• между энергокомпанией и поставщиками альтернативных энергоносителей (природного газа и др.);

• между энергокомпанией и поставщиками энергосберегающих услуг по энергосбережению.

Следует отметить, что энергокомпании вступают также в конкуренцию во внешней среде на рынке капитала для получения инвестиционных ресурсов. Поэтому даже акционерные компании, занимающиеся электросетевыми услугами (монопольный вид деятельности), вынуждены снижать издержки, чтобы быть привлекательными для инвесторов.

Необходимые условия организации конкурентной среды в электроэнергетике:

• достаточное количество частных энергокомпаний на рынке (производителей и поставщиков электроэнергии);

• свободный их доступ к транспортным и распределительным сетям;

• механизм ценообразования на энергию, стимулирующий конкуренцию. Отсюда следует, что для обеспечения эффективной конкуренции требуются значительные избыточные генерирующие мощности, а также соответствующая им пропускная способность электрической сети. Причем интенсивность конкуренции повышается с ростом количества производителей (поставщиков) энергии на данном рынке. Увеличения числа конкурирующих участников энергетического рынка можно достигнуть путем дезинтеграции и разделения крупных компаний-монополистов и создания независимых (функциональных) компаний в сферах генерирования, транспорта. распределения и сбыта энергии. Другой путь - привлечение на рынок новых независимых производителей.

Особенностью электроэнергетики является весьма значительный интеграционный эффект ("эффект масштаба"). Поэтому возникает непростая задача - сопоставить потери от снижения производственной мощности генерирующих компаний (при разукрупнении больших интегрированных структур) с ожидаемыми результатами конкуренции.

При формировании конкурентной среды первостепенное значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения. Недопустимо, чтобы коммерческие цели продавцов энергии приводили к игнорированию вопросов надежности на конкурентных рынках электроэнергии. Речь идет о своевременном и качественном проведении ремонтов оборудования, содержании резервов мощности, скоординированном развитии электростанций и электрических и тепловых сетей, предотвращении перегрузок линий электропередачи. Это должно обеспечиваться с помощью государственного регулирования конкурентных рынков.

Следует еще раз подчеркнуть, что эффективность производства в электроэнергетике как отрасли с аппаратурной технологией предопределяется техническими решениями. заложенными на прединвестиционных стадиях изготовления оборудования. проектирования энергоустановок, строительно-монтажных работ. Это значит. что эффективность производства обусловлена, по существу, эффективностью прошлых капитальных вложения, и поэтому на действующих электростанциях возможности снижения издержек ограниченны. Таким образом, в электроэнергетике конкуренция как фактор повышения эффективности должна действовать прежде всего в сфере создания новых генерирующих мощностей с использованием прогрессивных технологий.

Считается что, конкуренция тогда максимально эффективна, когда она одновременно существует как в сфере генерирования, так и сбыта. Хотя потребитель может получить электроэнергию только от сетей местной распределительной компании, купить ее в принципе он может у любого продавца. Для этого необходимо, чтобы функция энергоснабжения (обеспечения физических поставок энергии) и функция продажи электроэнергии были разделены, а все субъекты рынка получили свободный доступ к электросети.

Открытость рынков для конкуренции зависит от масштабов приватизации и наличия частной собственности на предприятиях электроэнергетики. В общем случае приватизация преследует две цели:

• отказ от дотаций государства, приток средств в бюджет, а также привлечение частного (в том числе иностранного) капитала в электроэнергетику;

• создание благоприятных условий для конкуренции как основы более эффективного функционирования и развития отрасли.

Предполагается, что компании, находящиеся в собственности частного инвестора. способны генерировать энергию с наименьшими затратами.

Мировой опыт показывает, что сценарии проведения приватизации в электроэнергетике специфичны для каждой страны и могут осуществляться по следующим схемам.

1. Продажа энергопредприятия целиком или отдельными долями (энергоблоками. технологическими системами и т.д.).

2. Продажа отдельных активов в виде акций.

3. Привлечение частного капитала для улучшения финансового положения энергопредприятия, владельцем которого остается государство.

4. Привлечение частного капитала на условиях: "строительство - владение - эксплуатация - передача". Это означает, что энергопредприятие остается в собственности компании, построившей его, до полного возмещения вложенного капитала и нормы прибыли на него. После этого предприятие передается в собственность государства.

Функционирование конкурентной среды обеспечивается, прежде всего, механизмом рыночного ценообразования в сфере генерирования энергии. Созданиетакого механизма требует, во-первых, выделения функции производства энергии в самостоятельный вид бизнеса и, во-вторых, дерегулирования тарифов и инвестиционной деятельности производителей энергии. В этом случае цена генерирования будет устанавливаться на основе аукциона объемно-ценовых заявок продавцов и покупателей, исходя из обеспечения баланса спроса и предложения на энергетическом рынке в отдельные периоды времени. Такой подход стимулирует снижение издержек производства и привлечение инвестиций в электроэнергетику. При этом инвестиционный риск целиком ложится на производителя, но зато и вся прибыль достается ему (она ограничивается только ценой конкурентного рынка, а не решениями регулирующих органов).

Конкурентоспособность энергокомпании на рынке электроэнергии в общем случае определяется тремя основными факторами:

return false">ссылка скрыта

• стоимостью энергии по отношению к аналогичному показателю у конкурентов;

• качеством обслуживания клиентов;

• ассортиментом и условиями предоставления потребителям дополнительных услуг по энергоснабжению.

Немаловажную роль играет и деловая репутация (имидж) энергокомпании, особенно при заключении долгосрочных договоров, связанных с сооружением новых энергомощностей.

Неконкурентоспособными являются те энергокомпании, продукция которых по критерию эффективности ее производства оказывается невостребованной на электро-энергетическом рынке. Для выхода из неблагоприятной ситуации владельцы таких компаний могут принимать различные решения: модернизировать производство; продать часть энергоустановок; выйти на рынок технологических услуг для продажи своих мощностей в качестве резерва высокорентабельным компаниям, заинтересованным в более полной загрузке своих электростанций. Наконец, регулирующие органы могут предусмотреть временную поддержку отдельных неконкурентоспособных Компаний в форме финансирования их постоянных издержек за счет специальных надбавок к рыночному тарифу.

В области теплоснабжения особое значение имеет организация конкуренции проектов новых локальных теплоисточников, предназначенных для покрытия растущих нагрузок в конкретных районах теплоснабжения. Для этого местная администрация Совместно с заинтересованными потребителями организует аукцион контрактов на создание теплогенерирующих мощностей. В конкурсах может участвовать и региональная энергокомпания, если она планирует развивать свои теплоисточники и расширять рынки теплоэнергии. При этом, располагая мощными ТЭЦ и магистральными тепловыми сетями, энергокомпания в принципе способна обслуживать сразу несколько локальных рынков. Следует отметить, что для значительного числа энергокомпаний в России уже обостряется проблема рынков сбыта теплоэнергии вследствие вытеснения ТЭЦ децентрализованными источниками тепла, сооружаемыми самими потребителями. В ряде крупных городов наметилась тенденция отказа потребителей от использования тепла на нужды вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения с переключением этих нагрузок на электроэнергию. Причем отказ потребителей от наиболее выгодной для ТЭЦ нагрузки - горячего водоснабжения - может вызвать ухудшение технико-экономических показателей ТЭЦ и дальнейшее повышение тарифов на теплоэнергию.

Для усиления конкурентоспособности ТЭЦ на рынках теплоэнергии необходимо разработать комплекс мер по снижению тарифов на тепло: организационно-технических - по уменьшению затрат на производство и транспорт тепла, а также в области совершенствования ценообразования на продукцию комбинированного производства (см. главу 15).

Государственные регулирующие и антимонопольные органы должны вести регулярный мониторинг конкурентных энергетических рынков. Опыт зарубежных стран показывает, что нередко результатами конкуренции между энергокомпаниями бывают их слияния и поглощения в различных формах горизонтальной и вертикальной интеграции. Уже только одна угроза вхождения на рынок новых производителей энергии может спровоцировать объединение частных энергокомпаний. Создаются также крупные многофункциональные компании, в круг деятельности которых входят электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение, связь и даже розничная торговля разными потребительскими товарами. В конечном счете, это может привести к установлению "виртуальных монополий" с соответствующими монопольными ценами, а значит, сама идея либерализованного рынка будет дискредитирована перед потребителями энергии, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективной конкуренции среди ее производителей.

ВИДЫ И МОДЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

Энергетический рынок включает рынок электро- и теплоэнергии. В общем случаеэлектроэнергетический рынок- это сфера операций по купле-продаже следующих основных видов продукции и услуг:

• электрической энергии;

• электрической мощности;

• услуг по транспорту и распределению электроэнергии;

• технологических услуг, связанных с обеспечением надежного функционирования основной электросети и поддержанием качественных параметров энергоснабжения на нормативном уровне;

• услуг по повышению энергоэффективности, предоставляемых потребителям. Субъектами (участниками) рынков являются:

• производители электроэнергии - энергокомпании с вертикально-интегрированной структурой, генерирующие компании, независимые производители электроэнергии;

• поставщики электроэнергии - вертикально-интегрированные компании, компании, осуществляющие транспорт (передачу) энергии, компании-дистрибьюторы, осуществляющие распределение энергии, электросбытовые организации;

• независимые коммерсанты - брокеры (обеспечивают посреднические услуги при заключении контрактов), дилеры (покупают и перепродают электроэнергию);

• потребители энергии различных групп и категорий.

В зависимости от конкретной организационной модели электроэнергетического рынка состав участников, а также ассортимент продукции и услуг могут меняться.

Пространственная конфигурация рынка определяется границами электроэнергетических систем, обладающих достаточно сильными внутренними связями. Расширение границ рынка требует увеличения пропускной способности межсистемных линий электропередачи.

Отличительными особенностями электроэнергетического рынка являются непрерывность функционирования и неравномерный график поставок мощности и электроэнергии, определяемый характером изменения спроса во временном разрезе. Следует подчеркнуть, что электроэнергетический рынок является искусственным образованием, воплощающим определенную организационную модель.

Электроэнергетические рынки любого типа в той или иной степени контролируются государством, т.е. являются регулируемыми. Это объясняется двумя причинами:

приоритетом надежности энергоснабжения и наличием естественных монополий в электроэнергетике (в частности, в передаче и распределении электроэнергии).

Для нормального функционирования рынка необходимы соответствующие технологическая и организационная инфраструктуры. Базой технологической инфраструктуры электроэнергетического рынка служат основная и распределительная электрические сети.

В табл. 11.1 приведена классификация электроэнергетических рынков.

Оптовые рынки электроэнергии функционируют в сетях высокого и сверхвысокого напряжения. На оптовом рынке взаимодействуют производители, поставщики и отдельные крупные потребители электроэнергии. Оптовые рынки подразделяются на контрактные и оперативные. Контрактный рынок основан на двусторонних соглашениях между субъектами оптового рынка (на срок от недели до десятков лет). Оперативный рынок функционирует в пределах текущих суток, разделенных на периоды определенной продолжительности. Товарами на контрактных рынках являются электроэнергия и мощность, на оперативных - только электроэнергия. В энергообъединениях разных стран применяются различные сочетания контрактного и оперативного рынков, обычно дополняющие друг друга.

 

Таблица 11.1КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

Классификационный признак Вид рынка
Географические границы Региональный, зональный, национальный, межгосударственный
Уровень рынка (категория покупателя) Оптовый, розничный (потребительский)
Характер сделок между участниками рынка Контрактный, оперативный
Сегмент потребительского рынка Промышленной, бытовой и прочих нагрузок; высокого, среднего и низкого напряжения; дневной, ночной, зимней и летней нагрузок
Организационная модель рынка Монопольный (закрытый) Конкурентный:
  - с конкуренцией только на оптовом рынке
  - с конкуренцией на оптовом и розничном рынках

 

Розничные рынки функционируют в сетях среднего и низкого напряжения. На розничном рынке взаимодействуют поставщики, сбытовые организации и в совокупности все потребители данного региона. Подразделение этих рынков на сегменты по видам нагрузки связано с широкой дифференциацией требований к энергоснабжению и различиями в стоимости обслуживания разных групп потребителей, питающихся от сетей разного класса напряжения в разные периоды суток и сезоны года.

Многочисленные организационные модели электроэнергетического рынка, применяемые и разрабатываемые в различных странах, включают четыре основные разновидности (табл. 11.2).

Модель 1. Монополия на всех уровнях. Генерирование, передача, а часто и распределение электроэнергии осуществляются одной унитарной (интегрированной > компанией. В сфере производства отсутствуют конкуренция и выбор поставщика. Если и существует отдельная компания-дистрибьютор, то она может получать электроэнергию только от одного поставщика, а все потребители получают электроэнергию только от одного дистрибьютора в данном регионе. Примеры: ЭДФ во Франции: региональные энергокомпании в США; АО-энерго в России.

Модель 2. Закупочное агентство. Единый покупатель выбирает производителей. Независимые производители энергии конкурируют в области строительства и эксплуатации электростанций. Конкуренция идет за право на контракт с закупочным агентством на поставку ему электроэнергии и мощности. Закупочное агентство имеет монополию на высоковольтную сеть и на продажу электроэнергии конечным потребителям. Последние, таким образом, не имеют свободного доступа к электросети. т.е. не могут выбирать поставщика. В качестве закупочного агентства может выступать интегрированная энергокомпания или отдельная независимая компания, владеющая основной сетью. Примеры: Ирландия, Италия, Япония.

Таблица 11.2МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА

Характеристика модели Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4
Монополия Закупочное агентство Конкуренция на оптовом рынке Конкуренция на розничном рынке
Наличие конкурирующих производителей Нет Есть Есть Есть
Наличие выбора для розничных торговцев Нет Нет Есть Есть
Наличие выбора для конечных потребителей Нет Нет Нет Есть

Модель 3. Конкуренция на оптовом рынке. Дистрибьюторы (распределительные энергокомпании) покупают электроэнергию непосредственно у конкурирующих производителей и передают ее по низковольтным линиям электропередачи с последующей продажей потребителям. При этом покупателями могут быть и крупные потребители электроэнергии, непосредственно выходящие на оптовый рынок. Дистрибьюторы имеют монополию на конечных потребителей. Разрешен свободный доступ производителей к основной электросети региона.

Примеры: Великобритания, Норвегия, США (штат Калифорния), Чили, Аргентина, Австралия.

Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках. Каждый потребитель выбирает своего поставщика. Продавцы имеют свободный доступ к распределительным сетям. Распределение электроэнергии отделено от розничной продажи, и последняя охвачена конкуренцией. Причем розничной торговлей могут заниматься как дистрибьюторы, так и сбытовые компании, не имеющие электрических сетей. Эта модель в своем идеальном варианте отражает концепцию максимально свободного рынка. Примеры: Великобритания, Норвегия.

Организационные модели электроэнергетических рынков различаются, прежде всего, степенью развития конкурентной среды и механизмами ее функционирования. Кроме того, отличительными характеристиками этих моделей являются:

• состав участников рынка, структура собственности в электроэнергетике;

• виды продукции и услуг на рынке;

• правила доступа к электрическим сетям;

• относительное значение оперативного и контрактного сегментов рынка;

• механизм ценообразования;

• система технологического и коммерческого обеспечения рынка;

• методы государственного регулирования.

На рынке тепловой энергии реализуются следующие виды товаров и услуг:

• горячая вода;

• пар разных параметров;

• услуги по передаче и распределению теплоэнергии;

• услуги по сбору платежей с потребителей за отопление и горячую воду.

Субъектами рынка тепловой энергии являются:

• производители тепловой энергии (АО-энерго, независимые теплоисточники, ведомственные и муниципальные организации - владельцы теплоисточников);

• оптовые перепродавцы теплоэнергии, осуществляющие транспорт теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей;

• жилищно-коммунальные организации, осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду;

• потребители тепловой энергии различных категорий.

Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных отличительных особенностей.

1. Эти рынки локальные; они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением высокоэффективных установок децентрализованного теплоснабжения: небольших ТЭЦ и котельных. В результате в регионах (субъектах федерации) могут отсутствовать единые системы теплоснабжения, а значит, и региональные рынки теплоэнергии.

2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии - наличие системы централизованного теплоснабжения. Однако нередко между отдельными участками тепловых магистралей нет связей (перемычек), а физическая конфигурация теплосети не позволяет осуществлять подключение независимых теплоисточников сразу в нескольких точках. Такая ситуация типична в российских регионах. Технически эта проблема может быть решена, но с большими затратами.

3. Розничные (потребительские) рынки тепла подразделяются:

• по районам теплоснабжения (в черте города и сельской местности);

• группам потребителей (население, сфера услуг, промышленность);

• видам теплоносителя (пар разных параметров, сетевая вода);

• видам нагрузки (технологическая, отопительно-вентиляционная, горячего водоснабжения).

В бытовом секторе целесообразно выделять районы многоэтажной застройки и индивидуального жилья (коттеджная застройка), старые и перспективные.

4. Функционирование рынков теплоэнергии имеет резко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственно-технологических нагрузок.

Традиционной моделью организации электроэнергетики, широко применявшейся в различных странах до начала 90-х годов, была так называемая индустриальная (технологическая) модель, основанная наэнергообъединенияхс вертикально-интегрированной структурой (см. модель 1). Суть подобной схемы заключается в том, что в рамках одной энергокомпании осуществляется централизованное хозяйственное и оперативно-технологическое управление всеми стадиями процесса энергоснабжения в данном регионе (стране): производством, передачей, распределением (и сбытом) электроэнергии. Такая компания получает статус естественной монополии, за ней закрепляется определенная территория обслуживания, на которой исключается деятельность других поставщиков. При этом качество услуг монополиста и цены на энергию жестко контролируются и регулируются специальными государственными органами на национальном и региональном уровнях.

Вертикально-интегрированная структура электроэнергетики имеет ряд преимуществ.

• В результате реализации "эффекта роста масштабов производства" снижаются удельные издержки. (Для электроэнергетики это особенно актуально из-за большой капиталоемкости и необходимости содержания пиковых мощностей.)

• Монополия на электроснабжение и государственное регулирование тарифов снижает риск крупных и долгосрочных инвестиций для энергокомпании. Это создает благоприятные предпосылки для развития электрификации, использования ядерной энергии, местных видов топлива, НВИЭ и реализации других направлений государственной политики, неприемлемых с точки зрения краткосрочных (коммерческих) интересов, инициированных конкуренцией.

• Развитие всех элементов энергосистемы осуществляется по единому плану (вводы новых генерирующих мощностей и линий электропередачи скоординированы).

• Возможности оптимизации структуры генерирующих мощностей, резервов и режимов производства обеспечивают снижение капитальных и текущих издержек и повышение надежности энергоснабжения региона.

• Концентрация значительных финансовых ресурсов и наличие высококвалифицированного персонала создают благоприятные предпосылки для реализации научно-технических программ развития электроэнергетики.

В числе недостатков вертикально-интегрированной структуры обычно называют следующие:

• стремление руководства энергокомпании избегать предпринимательского риска и слабую восприимчивость к техническим нововведениям;

• возложение инвестиционного риска на потребителей электроэнергии через регулируемые тарифы;

• сложность и несовершенство государственного регулирования тарифов;

• периодические проблемы с привлечением внешних инвестиций.

Интегрированная энергокомпания испытывает определенное конкурентное давление со стороны крупных промышленных предприятий, владеющих электрогенерирующими установками или собирающихся организовать собственное производство электроэнергии. Также имеет место косвенная конкуренция с поставщиками альтернативных энергоносителей, особенно природного газа. Следовательно, нет оснований считать такую организацию "чистой монополией".

Интегрированная компания имеет возможности достаточно эффективно диверсифицировать свой бизнес, например, предлагая своим потребителям дополнительные услуги по рационализации энергопотребления.

Как показал многолетний опыт частных компаний в США и государственной ЭДФ во Франции, интегрированные организации могут успешно работать при любой форме собственности. Но для этого функционирование государственного энергообъединения должно удовлетворять двум основным требованиям: обеспечению эффективного разделения функций владения и управления, а также наличию высокоразвитой рыночной внешней среды. Последнее имеет большое значение, если учесть, что эффективность энергопредприятия в основном формируется на стадии его создания, где конкурируют поставщики элементов основного капитала - энергомашиностроительные фирмы.

В целях снижения издержек и повышения надежности энергоснабжения собственных потребителей региональные интегрированные компании могут обмениваться электроэнергией и мощностью в рамках более крупного энергообъединения (энергозоны, ОЭС). При этом используются различные формы взаимодействия энергокомпаний: от централизованного экономичного распределения нагрузки между агрегатами объединения до заключения взаимовыгодных двусторонних контрактов и оперативных соглашений (модель "обмена"). Таким образом формируется зональный оптовый рынок электроэнергии (контрактный и оперативный), для обслуживания которого создаются электроэнергетические биржи и брокерские центры.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

В настоящее время в разных странах созданы общенациональные электроэнергетические системы со значительными резервами генерирующих мощностей. Технический прогресс вызвал появление энергоустановок небольшой мощности с технико-экономическими показателями, не уступающими крупным агрегатам. Все это в совокупности привело к тому, что некоторые преимущества вертикальной интеграции постепенно утрачиваются, и прежде всего "эффект масштаба".

К концуXX в. в развитых странах была осознана необходимость кардинальных изменений принципов организации электроэнергетики. Этому способствовали:

• отмена ограничений на использование природного газа в электроэнергетике. введенных в США и Западной Европе в 80-е годы;

• снижение цен на природный газ;

• более низкие затраты на новые небольшие электростанции по сравнению с "прошлыми" инвестиционными затратами на действующих электростанциях, которые вынуждены были оплачивать потребители через тарифы на электроэнергию.

Экономические и политические условия для реформирования существенно различаются в разных странах, что обусловлено историческими особенностями формирования систем управления в электроэнергетике. Этим объясняются различия моделей и программ преобразований, которые обсуждаются и реализуются на практике.