Государственная гражданская служба как социальный институт

Для нормального функционирования общества необходимо закрепить ряд человеческих отношений, сделать их обязательными для всех. Это касается и публично – правовых отношений, обеспечивающих социальный порядок, баланс интересов разнообразных общественных групп, стабильность государства и общества. Практика закрепления отношений, удовлетворяющих насущные потребности людей, оформляется в статусно - ролевую систему. Такого рода системы создается в обществе в форме институтов.

Термин «институт» социологи употребляют в нескольких значениях:

1. его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции;

2. он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности;

3. им называют некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

Когда мы говорим, что государственная служба – это институт, то подразумеваем под этим группу чиновников, работающих в органах государственной власти; административные организации и учреждения, которыми они располагают и т. д.

Однако между понятиями «институт», «группа», «организация и роль» имеются существенные развития. Если группа – это совокупность взаимодействующих людей, соединенная общими интересами; организация – это объединение индивидов, ориентированных на достижение определенной цели; роль – это модель поведения, соответствующая ожиданиям окружающих людей, то институт – это организационная система связей, представляющая собой ценностно – нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей по удовлетворению основных потребностей общества.

Применяя данное определение к институту государственной службы, отметим, что под ценностями понимают разделяемые людьми цели (право, демократия), под нормами – стандартизированные образцы поведения (на основе Конституции и других законов), а под системой связи – сплетение социальных ролей и статусов, в рамках которых это поведение осуществляется. Исходя из многообразия и специфики деятельности, государственная служба разделяется на три вида:

1. военную, выполняющую функцию по обеспечению обороны и безопасности государства;

2. правоохранительную, осуществляющую функцию по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина;

3. гражданскую, обеспечивающую исполнение полномочий государственных органов, т. е. администрирование.

Итак, администрирование как разновидность профессиональной деятельности регулируется социально – правовым институтом государственной службы. Его социальное начало предопределено интересами общества, правами и свободами гражданина. Его правовое начало составляют юридические нормы, исключающие произвол должностных лиц. Институт государственной службы функционирует в публично – правовой сфере, он организует, упорядочивает, формализует, стандартизирует две группы отношений: служебные – между государством и чиновником, а также публичные – между чиновником и гражданином.

В основу служебных отношений положена установка подчинения. Указания и требования государственных органов власти имеют для должностного лица значения норм права. Образцом его поведения является субординация.

В основу публичных отношений положена установка законопослушания. В норме эти отношения строятся, исходя из равенства всех перед законом. Они выражают подчинение не должностному лицу, а закону. Именно закон выступает гарантом для населения от произвола со стороны чиновников. Образцом поведения гражданина является лояльность. Публичные отношения характеризуются состоянием взаимодействия служащего, соблюдающего закон, и гражданина, повинующегося чувству долга перед законом.

Для института государственной службы характерны не только формальные, но и неформальные отношения, т. е. связи между чиновниками внутри аппарата. В отличие от субординационных, служебных связей это координационные, межличностные отношения, обеспечивающие более тесное сотрудничество управляющих субъектов.

Воспроизводству публично – правовых связей способствуют социальные нормы. Во-первых, это нормы, определяющие статус государственной службы. В любом обществе устанавливается право государственных органов власти и соответствующих должностных лиц принимать административные решения. Такие нормы записаны в Конституции и других законодательных актах. Во-вторых, это нормы, того региона, где функционирует государственная служба, т. е. национальные традиции и обычаи. В-третьих, это нормы, выработанные в административной среде.

В системе публично-правовых связей выделяют материальные и процессуальные нормы. К материальным относятся: принципы государственной службы; статус государственного служащего; его права, обязанности, правоограничения, льготы, гарантии и компенсации; вопросы совместительства; аттестация; дисциплинарная ответственность и т. д. Эти нормы регулируют организационно-структурный срез института государственной службы, направлены на стабилизацию, обеспечение его целостности. Процессуальные нормы реализуют положения материальных норм: порядок поступления на службу и ее прохождения; процедура аттестации; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т. д. Они регулируют функционирование этого института. Нормы представляют собой определенный стандарт, образец поведения должностных лиц, типичный для данного времени и данной административной среды, ориентиром в выборе социально одобряемого поведения, средствами контроля за действиями чиновников. Они имеют общую цель – обеспечение организованности служебных и публичных отношений.

Процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности называется институционализацией. Следует отметить, что государственная служба в нашей стране находится в стадии становления. Еще не проявились в полной мере такие признаки этого института, как культурные символы, кодекс поведения, идеология и др. Процесс институционализации государственной службы довольно сложен.

Длительное время вплоть до конца XX в. государственная служба представляла собой традиционный правовой институт, обслуживающий государство. Однако по мере самоорганизации гражданского общества, нарастает социально-правовая ориентация государства. Занимая подчиненное по отношению к праву положение, оно становится на службу граждан. Изменяется и роль государственной службы – предоставленные публичных услуг населению, необходимых для социальной интеграции общества. Таким образом, сугубо правовой институт государственной службы трансформируется в социальный.

Гражданское общество, формируя общественное мнение, устанавливает контроль над государственной службой. Основной заботой чиновников является служение обществу, а власть, которой они обладают, - лишь средством достижения этого результата.

Современный институт государственной службы переживает глубокую трансформацию. Он регулируют автономную деятельность чиновников, выполняющих функцию посредников между государством и обществом.

В соответствии с законодательством каждый чиновник, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван соблюдать общепринятые нормы этики, которые конкретизируют ценности независимости (служить всем, а не отдельным слоям населения), бескорыстия (избегать коррупционно опасных ситуаций), нейтральности (по отношению к политическим партиям), профессиональной чести (поддерживать деловую репутацию), терпимости (уважать обычаи и традиции народов), сдержанности (в оценках государственных органов и их руководителей).

Усвоение этих ценностей чиновниками осуществляется в процессе профессиональной специализации. Со временем служащий настолько привыкает к предписанным нормам, что их соблюдение становится для него обычной практикой. Вместе с тем институт государственной службы осуществляет контроль за поведением чиновников, применяя разнообразные санкции к нарушителям, вплоть до уголовного преследования.