Государственная гражданская служба как организационный институт
Развитие государственной службы как системы требует ее определенной организации. Это понятие (от франц. organization – сообщаю стройный вид, устраиваю) употребляется обычно в трех значения:
1. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Понятие «организация» фиксирует динамические закономерности системы, функционирование, поведение и взаимодействие ее частей.
В связи с этим можно было бы предположить, что государственная служба как организационный институт представляет собой:
а. автономную специализированную группу людей, выполняющих функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует их совместных и координированных действий и соответствующей подготовки;
б. совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей;
в. средство объединения и регламентации, деятельность государственных служащих во имя реализации целей государственной службы.
Одним из важнейших аспектов организации государственной службы является ее упорядочение.Оно предусматривает работу по классификации должностей, званий и чинов, созданию нормативно-правовой базы современной государственной службы, установлению порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров и т. д.
Согласованностьвзаимодействия частей государственной службы достигается путем разделения и кооперации труда служащих, ранжирования и иерархии должностей и званий, координации и контроля деятельности служащих, обмена управленческой информацией, гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, работниками государственной службы и политиками.
Направленностьгосударственной службы к достижению ее целей обеспечивается регулированием границ государственной службы, повышением организационного статуса служащих, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, регулированием должностных полномочий, приема на службу и требований к служащим, установлением критериев эффективности их работы, стимулированием труда, контролем деятельности. При этом используются механизмы, способствующие направлению активности работников в сторону цели государственной службы, начиная с социализации вновь принятых на службу в рамках государственного аппарата, усвоения ими организационных норм, правил, традиций и завершая механизмами контроля, поощрений и санкций, которые придают направленность и характер выбираемым служащими действиями в рамках допустимого в системе государственной службы.
Решение большинства задач государственной службы связано с основным элементом ее системы – кадровым потенциалом, уровнем профессионализма и личных качеств служащих, настойчивости в достижении целей государственной службы. Поэтому подбор кадров для нее представляет одну из важнейших задач государственной службы как организационного института. Эта задача реализуется путем установления правил отбора и приема на государственную службу, процедур проведения конкурсов, квалификационных экзаменов, тестовых аттестаций, назначений на должность и т. д.
Не менее важной стороной этой проблемы является выработка норм и процедур замещения должностей на основе планирования и прогнозирования карьеры. Это целесообразно осуществлять на основе справедливой оценки способностей и заслуг работников, уровня их профессионализма, умений и навыков.
В задачу государственной службы как организационного института входит создание условий для роста профессионализма служащих, обеспечение эффективной работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Нормы и правила организации этой работы направлены на то, чтобы на учебу отбирались работники из резерва, а по окончании учебы им, как правило, гарантировалось продвижение по службе в соответствии с планом карьеры и результатом их учебы. Разумеется, организация, программы, и планы учебы должны быть направлены на выработку знаний, приобретение умений и навыков.
Призванием государственной службы как организационного института является создание более прочных стимулов к труду, чем это принято в обычном государственном аппарате. Его эффективность выше там, где система стимулов учитывает мотивы, ценностные ориентации работников, где организуется специальные исследования – опросы, тестирование и др. Основными при поступлении на государственную службу являются следующие ориентации:
· на характер работы;
· на условие труда;
· на вознаграждение;
· на карьеру.
При этом один из мотивов бывает доминирующим, и это все чаще учитывается при индивидуализации стимулирования, начиная с планирования карьеры. Заслуживает внимания опыт ряда зарубежных стран, где основным принципом, определяющим общий уровень оплаты труда государственных служащих, является соответствие такой оплаты вознаграждению за эквивалентный труд в частном секторе.
Весьма важным направлением организации государственной службы является регулирование правил поведения работников государственного аппарата. Главными среди них становятся строгое выполнение решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в рамках их компетенции, обеспечение задач в соответствии с должностными инструкциями, а также моральные нормы – честности, порядочность, неподкупность, верность долгу и Отечеству, последовательное осуществление миссии представителя государства, проводника его идей.
Таким образом, государственная служба является организационным институтом, который упорядочивает государственный аппарат, направляет его на выполнение общегосударственных задач.