Классификация организаций социально-культурной сферы
Классификация организаций социально-культурной сферы по Е. Дискину.
Классификация по формам собственности.
Классификация по виду продукта (результату деятельности).
Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку).
Классификация по способу хозяйственной деятельности.
Формы и методы государственного регулирования деятельности учреждений культуры и искусства
Инструментарий государственного регулирования.
Правовое: регулирование через гражданское (хозяйственное) законодательство.
Административное: регулирование через лицензирование, квотирование, контроль над ценами и доходами и др.
Прямое экономическое регулирование: безвозвратное целевое финансирование секторов, территорий и организаций.
Косвенное экономическое регулирование.
Ресурсы организаций социально-культурной сферы
Общее понятие о ресурсах. Типы ресурсов. Роль ресурсов в условиях рыночных реформ.
Особенности ресурсного потенциала в сфере культуры. Структура ресурсной базы культурной отрасли.
Основные виды ресурсов культурного комплекса: материальные, энергетические, природные, финансовые, информационно-творческие.
Специфика материальных ресурсов и их виды: основные фонды; материальные ресурсы текущего потребления.
Назначение энергетических ресурсов для функционирования учреждений культуры.
Роль природных ресурсов в деятельности организаций социально-культурной сферы.
Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств культурного учреждения.
Информационно-творческие ресурсы и их экономическая характеристика.
Пути наращивания ресурсного потенциала современной культурной отрасли.
Основы менеджмента
Теоретико-методологические основы современного менеджмента
Общая характеристика менеджмента, его сущность и значение в современном общественном развитии. Междисциплинарный характер менеджмента. Менеджмент как система и специальный вид деятельности
Вклад в современную науку управления концепция различных школ и подходов.
Управление как функция, управление как процесс. Общее и особенное в социокультурном менеджменте. Основные составляющие социокультурного управления: цели, задачи, структура, функции, методы, нормативная база, информационно-ресурсное обеспечение.