Тема 1.1. Гендерология как наука: ее предмет, объект, цели, методы – 2 часа.

Предмет гендерологии. Цели и задачи гендерологии. Гендерология как отрасль междисциплинарного знания и ее взаимосвязь с семьеведением, социальной психологией, теорией социальной работы, культурологией, феминологией и др. Понятийный аппарат науки: «гендер», «гендерные отношения», «гендерный подход», «гендерный фактор», «гендерные исследования».

Место и роль гендерологии в подготовке специалиста социальной работы.

 

Тема 1.2. Гендер как социальная категория. Основные гендерные теории – 2 часа.

Понятие пола, его биологическая, психологическая и социальная характеристика. Образы и типы маскулинности и феминности. Соотношение понятий «пол» и «гендер».

Гендер как продукт социального конструирования реальности. Гендерная идентичность. Гендерное поведение. Гендерные роли.

Гендерная культура. Презентация в языке особенностей гендерных отношений. Понятие «андроцентричности языка».

Основные теории дифференциации гендерных ролей. Теория культурной обусловленности гендерных различий.

Тема 1.3 Сущность гендерной идентичности и гендерной социализации – 2 часа.

Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Механизмы гендерной социализации.

Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек.

Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т.д.).

Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизация учительства и ее негативные последствия. Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников.