Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых
1. В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периодыявляются переходнымии могут сопровождаться различными эмоциональными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается определенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности.
Возрастной кризис возникает при переходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь различные проявления:
• изменения в общем психоэмоциональном фоне:
- состояние подавленности, депрессии;
- возникновение страха будущего;
- чувство неуверенности в себе;
- повышенная тревожность, немотивированное чувство беспокойства;
• изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере:
- несдержанность или, наоборот, замкнутость;
- раздражительность;
- проявления скрытой или открытой агрессии и конфликтности в первую очередь по отношению к близким людям;
• соматические проявления:
- ухудшения общего самочувствия;
- обострение старых и возникновение новых заболеваний;
• изменения в мировоззрении:
- частные и глубокие раздумья о своей жизни, ее качестве;
- критическая оценка своих достижений на текущий жизненный момент;
- переосмысление своего места и предназначения в этом мире;
- переосмысление своей картины мира;
- желание или, наоборот, страх перед переменами;
• изменения в мотивационной сфере:
- переоценка своих ценностей, ценностный кризис;
- анализ существующих мотивов деятельности, кризис мотивации;
• изменения в социальной и профессиональной сферах".
- критический анализ старых контактов и взаимоотношений;
- разрыв или смена партнера, развод;
- анализ своих профессиональных достижений;
- смена профессиональной деятельности;
- снижение профессиональной активности.
2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов:
• кризис встречи со взрослой жизнью (18—25 лет):
- конец учебной и начало трудовой деятельности;
- высокий уровень притязаний и связанный с этим выбор социальных ролей, которые могут поддерживаться или не поддерживаться окружающими;
- необходимость совершать профессиональный выбор, к которому человек не всегда готов;
- возникновение большего числа обязательств и ограничений по сравнению с предыдущим годами (женитьба, замужество, рождение детей, активная карьера);
• кризис 30 лет:
- переоценка ценностей на пороге 30-летия;
- изменение мотивации в сфере отношений, когда на смену романтике приходят более практичные ценности;
- изменения в мотивации труда, когда на первый план выходят материальные поощрения
- необходимость подведения итогов своей жизни за определенный период;
- оценка своих профессиональных достижений, которые могут не соответствовать поставленным ранее целям или которых вообще может не быть из-за рождения детей и ухода за ними;
- отсутствие постоянного партнера или семьи к этому возрастному периоду может негативно сказаться на самооценке и общем психоэмоциональном состоянии;
• кризис середины жизни, кризис зрелости (может начаться между 35 и 45 годами):
- возникновение первых серьезных заболеваний;
- ориентация на реализацию себя в профессиональной деятельности и связанные с этим проблемы:
= возможное несоответствие уровня притязаний реальным возможностям;
= возрастные ограничения;
= ограничения по здоровью;
= нехватка необходимых личностных качеств;
= сравнение себя с более молодыми сотрудниками и конкуренция;
- озабоченность жизнью будущих поколений;
- для некоторых — достижение руководящих высот, повышенная социальная активность и связанные с этим проблемы;
- для других — осознание ограниченности своих возможностей для реализации себя в обществе, "уход в себя" в разных формах (например, повышенная "защищенность" на комфорте, путешествиях, сексе и т. д.);
• кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами):
- осознание близости окончания трудового пути; « понижение сексуальной активности как у мужчин, так и у женщин;
- взросление детей, уменьшение необходимости постоянной заботы о детях;
- появление большого количества свободного времени;
- как правило, потеря интереса к карьере, активной общественной жизни;
- большее стремление к спокойствию, созерцательности;
• кризис наступления старости (между 65 и 80 годами):
- осознание близости окончания жизненного пути;
- прекращение активной трудовой деятельности;
- угасание сексуальных инстинктов;
- часто — одиночество, полный уход детей в собственную жизнь;
- ухудшение физического самочувствия;
- ухудшение морального здоровья (это может быть связано как со старением мозга и его расстройствами, так и с неудовлетворенностью прожитой жизнью, осознание того, что на ситуацию (доход, дети, здоровье) повлиять практически невозможно);
- наоборот — самомнение, "старческая мания величия", чувство превосходства, стремление к крайностям и экстремальным поступкам (данное поведение, как правило, свойственно старым людям, по какой-то причине попавшим в иные условия по сравнению с их сверстниками (находятся на руководящих постах, слишком богаты и т. д.) — для таких людей часто свойственны гипертрофированная тяга к путешествиям, экстремальным формам отдыха (покорение горных вершин, плавание на дальние расстояния), новые браки с партнерами, на 30—50 лет младшими по возрасту, стремление работать, несмотря на физическое и умственное состояние);
• кризис преодоления старости (обычно долгожители, сумевшие перейти 90-летний рубеж)— как правило, у людей данной категории появляется "второе дыхание" (вытесняется кризис старости) — в психике появляется много черт, свойственных молодым:
- преимущественно оптимистическое настроение;
- игнорирование болезней (90-летние чувствуют себя "более молодыми", чем 75-летние);
- потеря прежних страхов, свойственных 65-80-летним;
- видение перспектив (90-летние и более старые люди при относительно нормальном здоровье более склонны думать о будущем, чем 70-летние);
- повышенная тяга к общению (особенно с молодыми), и, если позволяет здоровье, — к социальной активности.
3. Консультант, работающий с проблематикой возрастного кризиса,должен ориентироваться на следующие аспекты:
• анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса, а также того, какие слои личности затронуты;
• анализ исходной причины возрастного кризиса;
• исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;
• сбор анамнестических данных;
• анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;
• опора на психологические знания специфики и преодоления возрастного кризиса, в котором пребывает клиент;
В процессе консультативной работы, связанной с преодолением возрастного кризиса, консультант ставит следующие терапевтические цели и решает следующие задачи:
• оказание поддержи и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;
• расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он находится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис — это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, предполагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивной влияние на личностный рост человека;
• помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;
• коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;
• укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;
• помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профессиональной деятельности, рождение ребенка и т. п.);
• формирование толерантности к жизненным и возрастным кризисам;
• информативная функция, то есть предоставление клиенту необходимой информации психологического характера о специфике возрастных кризисов.
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.
2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002.
3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999.
4. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.
5. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: ЗАО "Издательство "Питер", 1999.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
7. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. СПб.: "Прайм-Еврознак", 2003.
8. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.
10. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003.
11. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова; М.: Экс-мо, 2002. -