Стадии кризисного консультирования

 

1. Под кризисным консультированиемпонимается разновидность психологического консультирования, где предметом терапев­тической работы является клиент в состоянии кризиса. Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным эта­пом и т. п. и для которого характерно блокирование целенаправ­ленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса нега­тивных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии.

Выделяются следующие виды кризисов:

• детские возрастные кризисы,связанные с особенностями развития ребенка в тот или иной возрастной период;

• возрастные кризисы у взрослых,связанные со спецификой:

- жизненного пути;

- развития человека;

- отношения к жизни;

- ценностей;

- профессии;

- социальным статусом и т. п.;

ценностно-мотивационные кризисы,основанные на изменениях в ценностной системе человека, в иерархии его мотивов, когда возникает неудовлетворенность старыми ценностями, мотивами и при этом отсутствует или недостаточно сформирована новая система идеалов и ценностей;

кризисы, вызванные определенными ситуациямив жизни человека, например:

- смертью или болезнью близкого человека;

- разводом;

- выходом на пенсию;

кризисы, вызванные негативными событиями в жизни человека:

- насилием;

- автокатастрофой;

- аварией и т. п.

Последствия кризиса могут быт различными — от снижения об щей жизненной активности до угрозы социальной дезадаптации, суицида, нервно- психического или соматического расстройства.

Наибольшее негативное влияние ситуация кризиса оказыва­ет на людей со следующими личностными особенностями:

• незрелое инфантильное мировоззрение, характеризующееся ин­фантилизмом, однонаправленностью, негармоничностью се­мейных, профессиональных и жизненных установок;

• наличие акцентуации характера;

• неспособность к самостоятельности в принятии решений;

• экстернальный, внешний локус контроля;

• восприятие кризиса как тупика, делающего дальнейшую жизнь бессмысленной и ненужной, а не как трудного и ответственного периода, прохождение которого помогает личностному развитию.

Кризисное консультирование может осуществляться:

• как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента ле­жит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизнен­ным событием, вызвавшим кризис;

• как часть процесса психологического консультирования, цель ко­торого — работа с более глубинными слоями личности;

• через телефон доверия, где часто клиентами являются люди, находящиеся в ситуации кризиса непосредственно в момент обращения за психологической помощью;

• как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, на­пример при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п.

2. Выделяются следующие условия эффективности кризисного кон­сультирования:

• уважение, то есть отношение к клиенту как к нормальному че­ловеку и принятие его проблемы как заслуживающей внимания безусловно;

• добродушие, понимаемое как человечность, подлинность кон­сультанта;

• эмпатия, то есть способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно, умение встать на позицию клиента;

• правильное слушание клиента, включающее в себя:

- демонстрацию поддержки, установление контакта с клиентом

- через принятие и уважение;

- безоценочность суждений консультанта в отношении идей или поступков клиента;

- систематичность, постоянное и максимальное понимание;

- умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи;

- умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства;

- воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений;

- предоставление возможностей выговориться, задать полезные вопросы и проявить ответные реакции;

- предоставление клиенту независимости и автономии.

3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования:

• первая стадия, главная задача которой — принятие клиента, установление контакта с клиентом,так как в начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, свя­занном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, вызванными кризисной ситуацией в его жизни, и в этом случае консультант должен оказать поддержку клиенту, безоце­ночно выслушать его;

• вторая стадия, задачей которой является помощь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта,связанных с кризисом, и в конце клиент должен обозначить свою проблему;

• третья стадия, задачи которой — облегчение клиенту исследо­ваниявозможных альтернатив, возможных последствий кризиса:

- важно при этом не давать клиенту советов, как выйти из кри­зиса, а формировать у него способность к самостоятельному по­иску решений через нахождение и использование собственных внутренних ресурсов;

- консультант должен сформировать у клиента отношение к его кризису не как к концу всего и потере смысла существования, а как к важному и ответственному периоду в его жизни, способ­ствующему переходу клиента на более высокий уровень лично­стного развития, как к событию, способствующему его личност­ному росту;

- если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам, а это и есть глобальная цель психологической помощи;

• четвертая стадия, для которой характерно принятие решения,которое приходит, когда клиент чувствует, что кризис превра­тился во вполне управляемую проблему.Если кризис имеет за­тяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. Прохождение данной стадии — обязательное условие эффективности консультативного процесса.