Стадии кризисного консультирования
1. Под кризисным консультированиемпонимается разновидность психологического консультирования, где предметом терапевтической работы является клиент в состоянии кризиса. Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным этапом и т. п. и для которого характерно блокирование целенаправленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса негативных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии.
Выделяются следующие виды кризисов:
• детские возрастные кризисы,связанные с особенностями развития ребенка в тот или иной возрастной период;
• возрастные кризисы у взрослых,связанные со спецификой:
- жизненного пути;
- развития человека;
- отношения к жизни;
- ценностей;
- профессии;
- социальным статусом и т. п.;
• ценностно-мотивационные кризисы,основанные на изменениях в ценностной системе человека, в иерархии его мотивов, когда возникает неудовлетворенность старыми ценностями, мотивами и при этом отсутствует или недостаточно сформирована новая система идеалов и ценностей;
• кризисы, вызванные определенными ситуациямив жизни человека, например:
- смертью или болезнью близкого человека;
- разводом;
- выходом на пенсию;
• кризисы, вызванные негативными событиями в жизни человека:
- насилием;
- автокатастрофой;
- аварией и т. п.
Последствия кризиса могут быт различными — от снижения об щей жизненной активности до угрозы социальной дезадаптации, суицида, нервно- психического или соматического расстройства.
Наибольшее негативное влияние ситуация кризиса оказывает на людей со следующими личностными особенностями:
• незрелое инфантильное мировоззрение, характеризующееся инфантилизмом, однонаправленностью, негармоничностью семейных, профессиональных и жизненных установок;
• наличие акцентуации характера;
• неспособность к самостоятельности в принятии решений;
• экстернальный, внешний локус контроля;
• восприятие кризиса как тупика, делающего дальнейшую жизнь бессмысленной и ненужной, а не как трудного и ответственного периода, прохождение которого помогает личностному развитию.
Кризисное консультирование может осуществляться:
• как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента лежит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизненным событием, вызвавшим кризис;
• как часть процесса психологического консультирования, цель которого — работа с более глубинными слоями личности;
• через телефон доверия, где часто клиентами являются люди, находящиеся в ситуации кризиса непосредственно в момент обращения за психологической помощью;
• как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, например при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п.
2. Выделяются следующие условия эффективности кризисного консультирования:
• уважение, то есть отношение к клиенту как к нормальному человеку и принятие его проблемы как заслуживающей внимания безусловно;
• добродушие, понимаемое как человечность, подлинность консультанта;
• эмпатия, то есть способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно, умение встать на позицию клиента;
• правильное слушание клиента, включающее в себя:
- демонстрацию поддержки, установление контакта с клиентом
- через принятие и уважение;
- безоценочность суждений консультанта в отношении идей или поступков клиента;
- систематичность, постоянное и максимальное понимание;
- умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи;
- умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства;
- воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений;
- предоставление возможностей выговориться, задать полезные вопросы и проявить ответные реакции;
- предоставление клиенту независимости и автономии.
3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования:
• первая стадия, главная задача которой — принятие клиента, установление контакта с клиентом,так как в начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, вызванными кризисной ситуацией в его жизни, и в этом случае консультант должен оказать поддержку клиенту, безоценочно выслушать его;
• вторая стадия, задачей которой является помощь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта,связанных с кризисом, и в конце клиент должен обозначить свою проблему;
• третья стадия, задачи которой — облегчение клиенту исследованиявозможных альтернатив, возможных последствий кризиса:
- важно при этом не давать клиенту советов, как выйти из кризиса, а формировать у него способность к самостоятельному поиску решений через нахождение и использование собственных внутренних ресурсов;
- консультант должен сформировать у клиента отношение к его кризису не как к концу всего и потере смысла существования, а как к важному и ответственному периоду в его жизни, способствующему переходу клиента на более высокий уровень личностного развития, как к событию, способствующему его личностному росту;
- если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам, а это и есть глобальная цель психологической помощи;
• четвертая стадия, для которой характерно принятие решения,которое приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему.Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. Прохождение данной стадии — обязательное условие эффективности консультативного процесса.