Диагностика в профориентационном консультировании
1. Профориентационное консультирование— это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.
Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
• выбор профессии;
• определение профиля профессионального обучения;
• трудоустройство;
• смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.
Профессиональное консультирование может быть:
• индивидуальным,когда работа по профориентации осуществляется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей индивидуальной занятости, и в данном случае используются соответствующие методы и техники работы:
- беседы с профконсультантом;
- диагностические процедуры;
- информационные методы;
- специальные упражнения и домашние задания и т. п.;
• групповым,когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в режиме группового профориентационного тренинга, и этом случае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В связи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:
- профориентация в школе;
- профориентация в службе занятости.
2. Так как профориентационное консультированиепредполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьезная ответственность.
Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и определяющие деятельность консультанта:
• принцип ответственности.Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;
• принцип компетентности,предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практической подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.
В связи с этим профконсультант обязан:
- постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности;
- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования;
• принцип добровольности,предполагающий личное желание клиента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;
• принцип конфиденциальности,означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Также суждения и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;
• принцип активности,предполагающий, что клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профконсулътанта — оказание информационной и психологической помощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;
• принцип позитивности,означающий, что профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и слабых местах и поддерживает и стимулирует поисковую активность клиента;
• принцип лояльности,предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, являются приоритетными.
3. Консультанту, занимающемуся профориентационной деятельностью, необходимо структурировать процессконсультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позволяющую организовывать адекватное взаимодействие с клиентом на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.
Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:
• подготовительный этап,где главная задача консультанта — составление общего представления о проблеме клиента.
Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:
- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;
- подбирает справочно-информационный материал, соответствующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;
- продумывает общую стратегию работы;
• первый этап,в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.
Данный этап имеет следующие характеристики:
- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопасности и формирования доверия клиента к консультанту;
- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консультирования по следующим критериям:
= в чем заключается проблема клиента;
= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;
= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;
= каков внутренний мотив обращения к консультанту;
= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;
= насколько данная ситуация и проблематика клиента соответствуют профессиональной квалификации и компетентности консультанта, какова готовность консультанта к консультированию;
• второй этаппредполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется следующими способами:
- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста;
- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;
- определение пути совместного решения проблемы;
- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;
•третий этаппредполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:
- информационно-справочной;
- диагностико-рекомендательной;
- диагностико-корректирующей;
- формирующей;
•четвертый этап,предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от поставленной цели консультант может применять и использовать:
- психодиагностические методики;
- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценкой;
- постановку профориентационных задач;
- совместное обсуждение различных ситуаций;
- профориентационные игры и упражнения;
• пятый этаппредполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту:
- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;
- достигнуты ли поставленные вначале цели;
- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;
- в случае многоразовой консультации консультант и клиент определяют пути дальнейшей работы и намечают цели;
- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;
• завершающий этаппредполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запротоколировать следующие сведения:
- анкетные данные клиента;
- общие выводы по предварительным данным;
- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;
- гипотезу профконсультанта;
- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;
- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;
- примечания.
4. В профессиональном, профориентационном консультировании, в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консультирования, предполагающего изучение и работу с такими характеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и способностей личности и соответствие их выбираемой профессии.
Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:
• выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;
• выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценностных установок',
• определение склонностей и интересов клиента;
• выявление задатков и потенциала личности, который при определенном воздействии может быть развит;
• выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характеристик клиента, которые необходимо скорректировать;
• сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;
• осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.
Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:
• познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;
• личностные особенности, куда входят:
- эмоционально-волевая сфера;
- мотивационно-потребностная и ценностная сфера;
- самооценка и уровень притязаний;
- темперамент, черты характера;
• интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализовать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая грамотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.
Психодиагностические методики в профориентаиионном консультировании делятся:
• на общие,то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изучение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество методов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тесты Айзенка), мышления и других познавательных и личностных способностей, различные проективные методики, изучающие общие свойства и черты личности;
• специальные,куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу деятельности (ДДО, Карта интересов и др.);
• компьютерные,которые могут быть как общими, предназначенными не только для профконсультирования, так и специальными, разработанными именно для целей профконсультации;
• игровые,которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:
- ролевые позиции участников;
- способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;
- области коррекции поведения участников, которые могут помешать реализации себя в той или иной профессиональной деятельности.
Существуют следующие правила и принципы применения психодиагностических процедур в профориентационном консультировании:
• принцип добровольности,означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;
• принцип компетентности и профессиональности,означающий, что:
- все методики и тесты, которые использует консультант, должны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;
- профконсультант должен быть компетентен в применении диагностических методик, в том числе компьютерных;
• принцип системности,предполагающий, что результаты психодиагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основано только на результатах психодиагностики, без учета информации, полученной с помощью других способов изучения личности и проблем клиента.