Виды группового взаимодействия
1. Групповое консультирование имеет следующие цели:
• работа с проблематикой участников группы, изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении;
• укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического;
• коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой;
• осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.;
• формирование способности к самонаучению и самокоррекции, то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений;
• коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования;
• раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и "здесь и сейчас" и позитивного отношения к жизни.
2. В групповом консультировании существуют свои нормы и правила работы,при этом в разных группах эти нормы и правила могут быть различны. В большинстве групп создаются свои своды норм и законов, в которых не присутствуют культурные, социальные и иные нормы такого характера, а акцент делается на правилах, позволяющих регламентировать групповой процесс, а не нормы поведения. Несмотря на то что каждая группа устанавливает свои принципы и нормы, все же существуют наиболее часто используемые правила работы.
В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы:
• принцип "здесь и теперь", предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить "чувства из прошлого" в "чувства в настоящем", используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние;
• принцип искренности и открытости, предполагающий соблюдение следующих правил:
- все, что рассказывается в группе, является правдой',
- участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания;
- предоставление честной обратной связи в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать',
• принцип Я, предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений;
• принцип активности, предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно "отсидеться";
• принцип права выбора, означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;
• принцип ответственности, предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы;
• принцип конфиденциальности, означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.
3. Групповое психологическое консультирование имеет свои отличительные особенности,и эти особенности являются инструментами коррекционного, терапевтического воздействия.
Выделяются следующие отличительные особенности группового консультирования:
• группа как мини-модель социума, так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные',
• групповая динамика, понимаемая как характеристика социально-психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики:
- включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников,
- может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;
• ролевые стереотипы участников группы, позволяющие:
- выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников,
- анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы;
- анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.
В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального:
• использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия,
• помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства:
- ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью;
- взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы;
- групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы;
- личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.
4. Выделяются следующие преимущества групповой работы:
• помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими;
• возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику;
return false">ссылка скрыта• возможность получения эмоциональной поддержки и принятия со стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;
• возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а. также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы;
• возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;
• возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты;
• облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми;
• экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.
5. Выделяются следующие наиболее распространенные виды группового консультирования:
•психотерапевтическиегруппы (групповая психотерапия), имеющие следующие характеристики:
- глобальные цели, ориентированные на перестройку структуры личности в целом;
- работа с глубинными уровнями личности и глубокими внутриличностыми проблемами, анализ прошлых конфликтов личности и т. п.;
- наличие психосоматических, невротических, психических расстройств в некоторых случаях;
- использование определенных теоретических принципов работы (психоаналитические группы, гештальт-группы, бихевиоральные группы и т. п.);
- достаточно длительный временной промежуток работы; « использование глубинных методов работы;
• группы встреч,имеющие следующие характеристики:
- менее глобальные цели, ориентированные в основном на проработку социально-психологических проблем;
- ориентированы на оказание психологического содействия росту личности;
- рассматриваются как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности;
- меньшие в отличие от психотерапевтических способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности;
- меньшие в отличие от психотерапевтических групп временные рамки;
- могут применяться различные, в том числе психотерапевтические, методики, скорректированные под цели группы;
• группы психологического тренинга.