Работа с защитными механизмами личности
1. Понятие защитных механизмов личностибыло введено в психологию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналитической концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта и т. п.
Механизмы психологической защиты имеют следующие особенности:
• имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;
• искажают действительность, препятствуя нормальной адаптации и функционированию индивида;
• могут быть как полезными, так и вредными для общей адаптации личности;
• могут иметь следующие источники:
- внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;
- внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.
Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функиии:
• обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности человека эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации;
• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;
• ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью индивида контролировать и приспосабливаться к жизненным ситуациям;
• направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из сознания или трансформацию источников конфликтных переживаний;
• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более рациональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.
2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и консультанту для обеспечения высокой продуктивности консультирования необходимо знать их характеристики и уметь с ними работать.
Выделяются следующие защитные механизмы личности:
• вытеснение,которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиняют угрозу психологической стабильности его личности. Существенной характеристикой вытеснения выступает активное забывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;
• реактивное обучениепонимается как принятие человеком мыслей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелательных аспектов личности и поведения, а затем в сознании формируются ярко выраженные противоположные тенденции характера, поведения и т. п.;
• регрессияопределяется как неосознанный отход личности в поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетворения насущной потребности;
• отрицаниепонимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме, чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используется личностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;
• сублимацияпонимается как замещение подавленных неприемлемых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних конфликтов;
• замещениепонимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых представляется возможным',
• проекциясостоит в бессознательном наделении других людей собственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или установками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения стабильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;
• рационализациязаключается в поиске удобных причин для оправдания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не являются таковыми. Рационализация помогает индивиду избежать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;
• интеллектуализацияпредставляет собой активное и преувеличенное использование индивидом когнитивных сфер своей личности и применяется для подмены проживания чувств размышлениями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;
• интроекцияпонимается как интернализация индивидом определенных норм, ценностей, объектов или людей без предварительного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм поведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без осмысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет характеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адаптации в среде;
• компенсацияпонимается как бессознательное стремление индивида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физического или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсация может быть:
- негативной,когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например проявление личностью грубости и агрессии как компенсации какого-либо физического дефекта;
- позитивной,когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спортивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.
3. Защитные механизмы личности часто проявляются в пространстве психологического консультирования, и для повышения эффективности терапевтического процесса консультант не должен их игнорировать.
Специфика работы с защитными механизмами личности зависит:
• от целей и временных ограничений консультирования;
• глубины консультативного процесса;
• пределов компетентности и профессиональной подготовки консультанта;
• готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;
• качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интенсивности проявляющихся защитных механизмов.
Существуют следующие правила, на которые должен опираться консультант при работе с защитными механизмами личности:
• если цели консультирования ситуативны и сам процесс не носит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычного функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;
• консультант должен понимать, что если у клиента недостаточно ресурсов для работы со своими защитными механизмами и реорганизации всей системы, то не следует разрушать ее, не предоставив ничего взамен;
• консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;
• вмешательство в систему защиты личности должно быть постепенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;
• коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невозможно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к действиям консультанта, а эти условия могут быть выполнены только в том случае, если консультант приложил все усилия для создания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу,
• не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности. Консультант в работе с защитными механизмами личности решает следующие терапевтические задачи:
• наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента, какое влияние она оказывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с которыми обратился клиент;
• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;
• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осознанию своих ся понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;
• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осознанию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окружающими людьми;
• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.