Работа с защитными механизмами личности

 

1. Понятие защитных механизмов личностибыло введено в психо­логию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п.

Механизмы психологической защиты имеют следующие особенности:

• имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;

• искажают действительность, препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

• могут быть как полезными, так и вредными для общей адапта­ции личности;

• могут иметь следующие источники:

- внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;

- внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.

Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функиии:

• обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные си­туации;

• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;

• ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;

• направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных пережи­ваний;

• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более ра­циональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.

2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и кон­сультанту для обеспечения высокой продуктивности консуль­тирования необходимо знать их характеристики и уметь с ни­ми работать.

Выделяются следующие защитные механизмы лич­ности:

• вытеснение,которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиня­ют угрозу психологической стабильности его личности. Суще­ственной характеристикой вытеснения выступает активное за­бывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;

• реактивное обучениепонимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с це­лью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелатель­ных аспектов личности и поведения, а затем в сознании форми­руются ярко выраженные противоположные тенденции характе­ра, поведения и т. п.;

• регрессияопределяется как неосознанный отход личности в поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетво­рения насущной потребности;

• отрицаниепонимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме, чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используется личностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

• сублимацияпонимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

• замещениепонимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным',

• проекциясостоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

• рационализациязаключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

• интеллектуализацияпредставляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­сти и применяется для подмены проживания чувств размышле­ниями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

• интроекцияпонимается как интернализация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предваритель­ного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адап­тации в среде;

• компенсацияпонимается как бессознательное стремление инди­вида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физи­ческого или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсация может быть:

- негативной,когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например про­явление личностью грубости и агрессии как компенсации ка­кого-либо физического дефекта;

- позитивной,когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спор­тивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

3. Защитные механизмы личности часто проявляются в простран­стве психологического консультирования, и для повышения эф­фективности терапевтического процесса консультант не дол­жен их игнорировать.

Специфика работы с защитными меха­низмами личности зависит:

• от целей и временных ограничений консультирования;

• глубины консультативного процесса;

• пределов компетентности и профессиональной подготовки консультанта;

• готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;

• качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интен­сивности проявляющихся защитных механизмов.

Существуют следующие правила, на которые должен опираться консультант при работе с защитными механизмами личности:

• если цели консультирования ситуативны и сам процесс не но­сит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычно­го функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;

• консультант должен понимать, что если у клиента недостаточ­но ресурсов для работы со своими защитными механизмами и ре­организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре­доставив ничего взамен;

• консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;

• вмешательство в систему защиты личности должно быть по­степенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;

• коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невоз­можно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к дейст­виям консультанта, а эти условия могут быть выполнены толь­ко в том случае, если консультант приложил все усилия для соз­дания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу,

• не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности. Консультант в работе с защитными механизмами личности ре­шает следующие терапевтические задачи:

• наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента, какое влияние она ока­зывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с ко­торыми обратился клиент;

• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих ся понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окру­жающими людьми;

• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.