Вопрос 28. Фрустрация клиента в психологическом консультировании
Понятие фрустрации
Правила поведения консультанта
1. Фрустрацияв психологическом консультировании понимается как такое состояние неудовлетворенности клиента, которое вызвано неуспехом в удовлетворении необходимой потребности или желания или несоответствием поведения ожиданиям и сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. п. Некоторые действия консультанта, например, отказ играть ту роль, которой наделяет его клиент, или отказ от принятия на себя ответственности за жизнь и разрешение проблем клиента, вызывают у клиента чувство неудовлетворенности. Использование консультантом таких глубинных терапевтических техник, как интерпретация и конфронтация, также могут вызвать у клиента состояние фрустрации.
2. Существуют следующие правила поведения консультанта в ситуации фрустрации клиента:
- консультант должен уметь отслеживать, замечать состояние фрустрации клиента и анализировать его совместно с клиентом;
- в случае, когда источником фрустрации является внешний объект, а не сам консультант (окружение клиента, какое-то событие и т. п.), консультант должен проанализировать ситуацию и чувства клиента и оказать поддержку;
- используя техники, которые могут привести клиента к негативному состоянию фрустрации, консультант должен понимать их целесообразность, своевременность, оценивать их последствия и наличие у клиента необходимых сил и ресурсов для того, чтобы справиться с таким состоянием, и при этом демонстрировать клиенту поддержку и принятие.
Вопрос 29. Техника интерпретации в психологическом консультировании
Понятие интерпретации
Особенности техники интерпретации
Факторы эффективности техники интерпретации
Виды интерпретации