Вопрос 28. Фрустрация клиента в психологическом консультировании

Понятие фрустрации

Правила поведения консультанта

 

1. Фрустрацияв психологическом консультировании понимается как такое состояние неудовлетворенности клиента, которое вы­звано неуспехом в удовлетворении необходимой потребности или желания или несоответствием поведения ожиданиям и сопро­вождается различными отрицательными переживаниями: раз­очарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. п. Неко­торые действия консультанта, например, отказ играть ту роль, которой наделяет его клиент, или отказ от принятия на себя ответственности за жизнь и разрешение проблем клиента, вы­зывают у клиента чувство неудовлетворенности. Использование консультантом таких глубинных терапевтических техник, как интерпретация и конфронтация, также могут вызвать у клиен­та состояние фрустрации.

2. Существуют следующие правила поведения консультанта в ситуации фрустрации клиента:

- консультант должен уметь отслеживать, замечать состояние фрустрации клиента и анализировать его совместно с клиентом;

- в случае, когда источником фрустрации является внешний объ­ект, а не сам консультант (окружение клиента, какое-то собы­тие и т. п.), консультант должен проанализировать ситуацию и чувства клиента и оказать поддержку;

- используя техники, которые могут привести клиента к негатив­ному состоянию фрустрации, консультант должен понимать их целесообразность, своевременность, оценивать их последствия и наличие у клиента необходимых сил и ресурсов для того, чтобы справиться с таким состоянием, и при этом демонстрировать клиенту поддержку и принятие.

Вопрос 29. Техника интерпретации в психологическом консультировании

Понятие интерпретации

Особенности техники интерпретации

Факторы эффективности техники интерпретации

Виды интерпретации