Техника самораскрытия консультанта

 

1. Эмоциональные техники,применяемые в процессе психологи­ческого консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний.

К эмоциональным техникам относятся:

• ободрение и успокоение клиента;

• отражение чувств;

• самораскрытие консультанта.

2. Техника ободрения и успокоенияв психологическом консуль­тировании имеет следующие характерные особенности:

• направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;

• побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию;

• создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодей­ствия, а также изменять себя;

• правильное использование консультантом этих техник предпола­гает их дозированность и предоставление клиенту самостоя­тельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неоп­ределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических из­менений не происходит и клиент остается в зависимой пози­ции от консультанта.

3. Техника отражения чувств клиента— одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует воз­никновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента.

Техника отраже­ния чувств имеет следующие характерные особенности:.

• направлена не на понимание содержания, а на то, что скрыто за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;

• имеет следующие специфические цели:

- помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном и интенсивном их проживании;

- учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;

- консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент мо­жет увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отраже­ние этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех пробле­мах и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;

• осуществляется через обращение внимания консультанта и по­следующую вербализацию, выражение им различных аспектов в поведении клиента и наблюдаемых чувств.

Консультант должен обращать внимание на:

• эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;

• невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая ок­раска голоса, позу, жесты, мимику и т. п.), которые консуль­тант наблюдает в контексте всего рассказа клиента; эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глу­бинный скрытый смысл;

• все эмоциональные проявления клиента - негативные, позитив­ные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);

• глубину испытываемых чувств и отражение именно той интен­сивности проживания, которая наблюдается у клиента;

• использование консультантом большого набора понятий для от­ражения всего спектра чувств клиента, а не механическое по­вторение тех слов, которые использует клиент; непривнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;

целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые:

- являются негативными и вызывают проблемы в консультирова­нии, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т. п., так как эти чувства могут быть блока­ми для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами ти­па "Вы кажетесь сегодня раздраженным" или "Вы выглядите очень напуганным". К тому же обсуждение с клиентом его нега­тивных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;

- чувства, которые могут поддержать клиента, например ра­дость по поводу какого-либо значимого события в жизни кли­ента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.

4. Техника самораскрытия консультантатесно связана с прие­мом отражения чувств и имеет следующие специфические осо­бенности:

• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;


• через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;

• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента',

• важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вы­званы каким-то поведением клиента;

• эмоциональное участие консультанта должно служить интере­сам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;

• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо про­анализировать причины, по которым клиент настойчиво интере­суется чувствами консультанта, задав вопрос типа "А почему вы спрашиваете меня об этом ?" или "Какое значение это имеет для вас?";

самораскрытие консультанта может быть:

- позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;

- негативным, когда самораскрытие и откровенность консуль­танта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью по­казать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;

• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних эта­пах консультирования.