Факторы риска нарушения здоровья
1. Существует множество подходов к определению понятия здоровья, которые можно разделить на медицинские и психологические.
На медицинском уровне выделяются следующие определения понятия здоровья:
- определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физических дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения;
- определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания.
На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора:
· гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий защитные реакции, независимый от внешних влияний и опирающийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен;
• гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна;
• психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности',
• аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек - это человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом;
• телесная психотерапия (В. Райх): невротические и психосоматические нарушения здоровья являются следствием застоя биологической энергии, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:
• интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением;
• многоуровневость — наличие физического, психического, социального и духовного аспектов здоровья;
• состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;
• осуществление наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.
3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:
• биологический (соматический) уровень, предполагающий совершенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде;
• психологический уровень, рассматривающий индивида как психическое целое, включающий гармоничное развитие всех психических сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека;
• социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние различных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру.
4. Значение выделения критериев психологического здоровья заключается в возможности разграничения нормы и патологии, анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выразит в достаточной мере понятие психологического здоровья.
Выделение критериев психологического здоровья может проходить на основании:
• специфики функционирования организма в целом;
• трех существующих видов проявлений психического:
- психических свойств;
- психических состояний;
- психических процессов.
На основании специфики функционирования организма выделяются следующие критерии психологического здоровья:
• критерий психического равновесия, позволяющий судить о характере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, познавательной, волевой и др., и выявляющий аномалию как проявление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окружающей средой;
• гармоничность организации психики, понимаемая как равномерность развития и функционирования всех сфер психики, а < также их тесное взаимодействие;
• адаптивные возможности организма, под которыми понимается способность личности к адаптации в окружающей среде без I нарушения своего внутреннего равновесия.
На основании трех существующих видов проявлений психического выделяются следующие критерии психического здоровья:
• свойства личности:
- оптимизм;
- отсутствие суетливости;
- уравновешенность;
- нравственность;
- адекватный уровень притязаний, чувство долга;
- уверенность в себе;
- необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);
- трудолюбие;
- независимость;
- непосредственность (естественность);
- ответственность;
- чувство юмора;
- доброжелательность, терпимость;
- самоуважение;
- самоконтроль;
· психические состояния:
- самообладание (эмоциональная устойчивость);
- адекватность зрелости чувств и биологического возраста;
- совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность и др.);
- свободное, естественное проявление чувств и эмоций;
- способность радоваться;
- сохранность привычного оптимального самочувствия;
· психические процессы:
- адекватность психического отражения, то есть максимальное
- соответствие формируемых у индивида субъективных образов
- объективной реальности;
- адекватность в восприятии себя и своих особенностей;
- способность концентрировать внимание на предмете;
- способность к удержанию информации в памяти;
- критичность мышления, "научная" форма умственной деятельности, направленной на поиск истины, а не слепая вера в авторитеты;
- креативность, способность к творческому самовыражению и поиску новых нестандартных путей решения задач;
- дисциплина ума, способствующая управлению мыслями.
Выделяются критерии психологического нездоровья личности:
· зависимость от вредных привычек;
· уход, отрицание личной ответственности за себя и свою жизнь;
· пассивность жизненной позиции; утрата веры в себя, свои возможности;
· неадекватно заниженная или завышенная самооценка,
· ослабленный или гипертрофированный самоконтроль,
· беспричинная злость, вспыльчивость, нервозность, эмоциональная холодность;
• эгоцентризм, враждебность, жестокость, асоциальное поведение;
• гипертрофированное стремление к власти;
• гипертрофированное стремление к покупке вещей;
• ослабленная или гипертрофированная сфера инстинктов;
• повышенная тревожность;
• снижение когнитивной активности, алогичность, неорганизованность мышления;
return false">ссылка скрыта• жесткая приверженность стереотипам как в мышлении, так и в других сферах жизни, отсутствие или низкий уровень креативности;
• повышенная внушаемость, некритичность мышления.
5. На возникновение риска различных нарушений здоровья влияет множество факторов.
Выделяют следующие группы факторов:
• биологические факторы, к которым относятся:
- возраст матери, когда родился ребенок;
- возраст отца;
- особенности протекания беременности и родов;
- физические характеристики ребенка при рождении;
• социальные факторы, включающие в себя:
- жилищные условия;
- уровень материального обеспечения и образования;
- состав семьи и т. д.;
• психологические факторы как результат действия биологических и социальных факторов.
К специфическим факторам риска нарушения здоровья относятся:
• вредные привычки (курение, потребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание);
• экологические: загрязнение среды обитания, экологические "стрессы";
• "психологическое загрязнение", сильные эмоциональные переживания, дистрессы;
• генетические факторы, наследственность, резус-конфликт и т. п.;
• культура, выражающая меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе.
Выделяют группы факторов, влияющих преимущественно на определенные составляющие здоровья — физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, но рассматриваемых как общие для всей системы организма:
• на физическое здоровье организма влияют:
• система питания, дыхания;
• физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность;
• гигиени/u>
• система питания, дыхания;
• физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность;
• гигиенические процедуры, общая гигиена организма
• на психическое здоровье воздействуют следующие факторы:
. система отношений человека к себе, !л.
. стратегия построения отношений к другим людям;
. отношение к жизни в целом;
. жизненные цели и ценности индивида;
. индивидуальные личностные особенности;
• на социальное здоровье оказывают влияние:
• соответствие личностного и профессионального самоопределения;
• удовлетворенность своим семейным и социальным статусом;
• гибкость жизненных стратегий;
• соответствие установок, стратегий, ценностной системы социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям);
• на духовное здоровье влияют такие факторы, как:
• нравственность;
• осмысленность и наполненность жизни;
• творческие отношения и реализация своего творческого потенциала;
• гармония с собой и окружающим миром;
• чувство любви;
• наличие веры в ценности, идеалы и т. п.