Объект книговедения
Формирование теории как приведенного в систему обобщенного знания начинается с выделения относительно целостного, завершенного фрагмента объективной действительности (природы, общества или мышления), явления которого (в том числе накопленное знание о них), осознаются «законными» объектами дисциплинарного изучения. Их совокупность правомерно называется эмпирической областью исследования, или объектной областью данной науки.
Объектную, или эмпирическую область практической (книгоиздательской, книготорговой, библиотечной, библиографической) и теоретической (общекниговедческой, специальнокниговедческой, частнодисциплинарной) книговедческой деятельности составляют все явления книги, все явления книжного дела как в своей непосредственной данности, так и в виде готового знания или его компонентов и элементов, накопленного самим книговедением и другими науками (общественными, филологическими, техническими, технологическими, экономическими, психологическими, социологическими и др.), а также все процессы и виды книговедческой деятельности.
Сам факт подобного осознания отражает известный уровень эмпирического развития дисциплинарного знания. На этой стадии о явлениях выделенного фрагмента объективной действительности накапливаются сначала разрозненные наблюдения, сведения внешнего порядка. Потом наблюдаемые явления для познающего восприятия становятся «различным в себе», в них выделяются, фиксируются отдельные свойства, стороны, признаки и отношения.
Это процесс движения познания от конкретного к абстрактному, соответствующий эмпирическому этапу развития научного знания. На следующем этапе, соответствующем восхождению от абстрактного к конкретному, в процессе объединения разрозненных признаков, свойств, характеристик и выявления отношений между ними средствами мышления происходит формирование целостного теоретического объекта данной науки.
Важно подчеркнуть, что процесс объединения — не простое арифметическое суммирование всех зафиксированных наблюдений, а выявление в первую очередь главных, сущностных, определяющих свойств, признаков и отношений изучаемых явлений объектной области.
Из всех встречающихся в специальной литературе определений и трактовок понятия «объект науки» наиболее глубоко отражает суть дела следующая формулировка: «Объектом теории выступает сущность определенного класса вещей в ее целостности»[213].
Теоретический объект науки существует в логической форме, т. е. в виде системы категорий, понятий, суждений.
Формирование объекта научного знания есть процесс отражения в мышлении объективной реальности и результат этого отражения, выраженный средствами мышления — категориями, понятиями, определениями, суждениями.
Следовательно, объектом научного познания является объективная действительность, но не в своей эмпирической, конкретно-чувственной данности (реальные вещи, предметы, явления), а в своей теоретической данности. В процессе конструирования объекта научного знания как необходимого этапа построения теории происходит идеализация, «усреднение» реально существующих вещей, предметов, явлений, входящих в эмпирическую (или объектную) область данной науки, потому что исследователь (научное познание), абстрагируясь от их конкретно-чувственной неисчерпаемости, выделяет существенные, определяющие свойства, признаки, отношения.
Объект научного знания представляет собой обобщенную теоретическую (идеальную) модель реально существующих вещей, явлений, их свойств, отношений и человеческой деятельности, направленной на них. Поэтому нельзя ни противопоставлять фрагмент реальной действительности объекту научного знания, ни отождествлять их.
Отождествлять фрагмент объективной реальности с объектом науки нельзя еще и потому, что один и тот же фрагмент может быть превращен, преобразован мышлением в объекты разных наук, поскольку сущностными для каждой из них могут оказаться различные признаки, свойства и отношения одного и того же фрагмента реальности.
Наглядным примером может быть язык как объективное явление социальной действительности. Для лингвиста объектом научного познания будет обобщенная теоретическая модель языка как знаковой системы; для психолога — обобщенная теоретическая модель языка как средства мышления; для социолога — обобщенная теоретическая модель языка как средства общения.
Исследуя такой феномен, как литературное произведение, лингвист, литературовед и теоретик редактирования сконструируют три различающихся теоретических объекта, поскольку для каждого из них сущностными окажутся разные признаки, свойства и отношения этого феномена. Каждая из моделей одного и того же явления будет представлена соответствующими системами категорий, понятий, определений, суждений. А если взять такое явление, такой феномен, как человек, то трудно даже перечислить науки, теория которых конструирует обобщенную модель человека как свой объект.
Конструирование и обоснование объекта научного познания входит в методологическую проблематику науки, потому что представляет собой форму, в которой данная наука сталкивается с основным вопросом философии о соотношении материи и сознания, материального и идеального, сущности и явления, содержания и формы, и должна решить его в своих границах и своими средствами и по отношению к своему объекту.
Реальные явления объективной действительности и объект теории тождественны по содержанию и различны по форме существования.
Диалектика соотношения реально существующих вещей и объекта научного знания выражена в одной из науковедческих работ: объект науки — это «объект реальной действительности, построенный в знании, неоднократно определенный с помощью понятий и «свернутый в значениях и смыслах определенных терминов»[214].
Реальная, конкретная вещь уникальна, а объект научного знания универсален, потому что в нем отражаются в абстрагированном виде свойства, признаки и отношения между ними, характеризующие сущность целого класса вещей: «Теоретический объект как объект существует лишь благодаря познавательной деятельности исследователя, а поэтому в нем имплицитно (в скрытой форме, неявно, непроявленно) содержится все, что о нем может узнать исследователь... Отсюда следует, что неуниверсальных теорий просто не существует, ибо не может быть теории, которая не исследовала бы все свои объекты. Если теория не исследует все объекты, то в силу их уникальности она, следовательно, не изучает ни одного объекта. Если наука не может сформулировать утверждений, всеобщих и необходимых, то она, как известно, считается эмпирической. Это результат того, что она еще не построила своего объектного мира»[215].
Из совокупности всех явлений объектной области в процессе их отражения средствами мышления конструируется объект книговедческого знания.
Выделение объектной области и соотнесение ее в теории с объектом книговедческого знания позволяют вполне определенно ответить на не решенный до сих пор вопрос, который возникал у многих книговедов-теоретиков. В пленарном докладе на Второй Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения говорится: «Спорным является вопрос, включать или не включать в состав книжного дела полиграфию или же видеть в ней лишь комплекс технических средств для реализации конкретных издательских функций»[216].
В объектную область книговедения входит не полиграфия как таковая, как реальные механические, технологические процессы, а элементы готового знания об этих процессах, представляющих собой формы способа существования, движения, развития, смены книгоиздательских форм книги.
Аналогичным образом готовое книговедческое знание (или его элементы) может входить в объектную область различных наук, теория которых из явлений своей объектной области конструирует свой объект.
Теория книговедения имеет дело не с конкретными книжными изданиями, а с сущностью и формами проявления определенного класса явлений, которые мы обобщенно обозначаем понятием, а вернее, книговедческой категорией «книга» с содержанием этой категории, которое целостно воплощается, актуализируется системой признаков, свойств, отношений между ними, т. е. их взаимосвязью, взаимообусловленностью.
Однако исходным моментом конструирования объекта являются многократно и исторически протяженно наблюдавшиеся конкретные «книжные» издания, эмпирически фиксировавшиеся признаки их, в том числе и внешние. Абсолютизация этих последних на предшествующих этапах развития науки о книге привела к осознанию в качестве объекта книговедения «произведения письменности или печати», т. е. только части того целостного объективного явления социальной действительности, которое обозначается категорией «книга».
Вместе с тем этот факт в истории развития книговедческого знания подтверждает закономерность исторической изменчивости объекта научного знания. Чем глубже наука познает окружающую действительность, тем подробнее, детальнее осознаются объект теоретического знания, его признаки, связи, отношения, тем точнее, глубже научное знание отражает сущность, способы и формы существования явлений реальной действительности, тем теснее теория связывается с практикой.
Объектом теории книговедения является мыслительная модель книги, т. е. модель, построенная в книговедческом знании. Эта модель есть отражение сущности книги, форм и способов существования, движения, развития, функционирования, т. е. отражение книги в процессе движения и самого процесса движения, его форм и преходящих промежуточных результатов как самих по себе, так и в процессах дальнейшего отражения.
А поскольку способом (т. е. процессом и преходящим промежуточным результатом) существования книги является книжное дело, объект книговедения должен быть уточнен. Это теоретическая модель книги в книжном деле.
Иными словами, объектом теории книговедения как приведенного в систему научного знания и способа получения нового знания является обобщенная теоретическая модель книги в книжном деле, представленная системой книговедческих категорий, понятий, определений, суждений.
Ими отображаются в теории сущность книги как объективного явления социальной действительности и книжного дела как способа существования книги, а также формы книги, формы и процессы книжного дела, признаки, свойства, их характеристики и отношения между ними.
Приведенные в систему, эти категории, понятия, определения, суждения дают целостное теоретическое изображение книги как сложного, многоуровневого, многосоставного явления.
На уровне специально-научного определения объекта книговедениеможно квалифицироватькак науку о книге в книжном деле. Объектное определение не исчерпывает, но все-таки дает представление о специфике книговедения и отличии его от других наук. Книговедение изучает книгу в ее целостности, книгу в книжном деле, книгу как системно упорядоченную совокупность составляющих ее компонентов и элементов.
Отдельные свойства, стороны, признаки, функции книги могут входить составной частью в объект других научных дисциплин, таких, например, как литературоведение, языкознание, искусствоведение, текстология, палеография, социология, экономика, психология, педагогика, теория массовых коммуникаций, информатика и др.
И только книговедение объектом своего изучения имеет книгу в ее целостности. Это обстоятельство отличает книговедение от других научных дисциплин, в объект которых книга каким-либо своим компонентом, элементом, свойством, признаком может входить как его составная часть.