Понятие о видах литературы

Сферы и характер практической и духовной деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого, себя многообразны. Многообразны поэтому по своему социальному предназначению, предмету (содержанию), способам и формам изложения литературные произведения, в которых закрепляется общественный опыт, ибо литература есть способ отражения познаваемой человеком объективной действительности. Так, научная литература отражает ее в форме логических категорий, а художественная литература отражает все многообразие и богатство человеческого бытия средствами художественного образа.

Иными словами, мы говорим о различных исторически сложившихся видах литературы. Сегодня их десять: общественно-поли-тическая; научная; научно-популярная; художественная; учебная; детская; справочная; производственно-техническая; научно-информационная; официально-документальная.

Эти виды складывались действительно исторически. Когда-то научные трактаты излагались в форме художественного произведения. Назовем хотя бы два произведения древнегреческой и римской литературы: «Труды и дни» Гесиода и «Трактат о природе вещей» Лукреция, написанных в жанре поэмы. Первое содержит практические советы по земледелию и мореходству и научные для своего времени сведения по естественной истории и астрономии. Во втором излагается атомистическая теория мироздания, доказывается материальная сущность души человека, говорится о чувственных восприятиях, которые являются основой наших знаний, объясняется происхождение земли, неба, моря, небесных тел и живых существ
(т. е. космогония), дается очерк постепенного развития человечества и человеческой культуры, рассматривается вопрос о происхождении языка и др.

Постепенно по мере дифференциации человеческих знаний из синкретической (нерасчлененной) литературы обособлялись отдельные виды ее. Из той же научной выделилась учебная и научно-популярная; отделилась в самостоятельную и художественная, так же как и все остальные виды, — одни раньше, другие позже. В последнее время особенно интенсивно развивается научно-информационная литература, и это обусловлено темпами научно-технического прогресса, общественной потребностью в такой литературе.

Между некоторыми из существующих ныне видов литературы нельзя провести строгие границы. Отчасти этого нельзя сделать объективно, потому что, например, детская литература может быть и художественной, и научно-популярной, и учебной, и справочной; производственно-техническая литература может быть и учебной и справочной, а вся она по сути дела научно-популярная. Иногда не улавливается грань между научно-популярной и научной, особенно если речь идет о науках и научных дисциплинах гуманитарного профиля, которые более общепонятны, чем естественные и точные науки. Не всегда определенна грань между научной литературой по общественным наукам и общественно-политической.

Строгую дифференциацию видов литературы трудно осуществить потому, что типология литературы еще не разработана, за исключением художественной литературы, типологические особенности которой выявлены литературоведением (от Аристотеля до наших дней), лингвистикой, стилистикой.Заметим, что литературоведение, «экспроприировав» слово «литература», ограничило его содержание только художественной литературой, оставив без теоретического «присмотра» другие виды литературы и неисчислимое разнообразие отраслевых массивов (географическая, сельскохозяйственная, медицинская, деловая, спортивная, компьютерная и т. д.).

Литературоведения как науки, объектом которой является все видовое и жанровое разнообразие литературы, до сих пор нет, и книговедению зачастую приходится трудиться на «чужом поле», так или иначе занимаясь типологией литературы.

На самом деле типология литературы — еще одна междисциплинарная проблема наряду с читателеведением.

В лучшем положении оказались музыка и изобразительное искусство, ставшие объектом соответственно музыковедения и искусствоведения и обеспеченные теоретическим обоснованием жанровой структуры и исследованиями отдельных жанров.

А между тем разработка всех видов литературы и их жанровой структуры очень нужна и книговедению в целом, и одному из его важнейших разделов — книгоиздательскому и редакционно-издательскому знанию. Во-первых, потому, что жанровая специфика каждого вида литературы вооружает редактора критериями оценки авторского произведения и критериями основных направлений его редактирования с целью организации в книжное издание того или иного вида и типа, а во-вторых, потому, что только с учетом типологических признаков каждого вида литературы можно разрабатывать типологию книжных изданий.

Таким образом, взаимосвязанными оказываются две проблемы: типология литературы и типология изданий, потому что от того, к какому виду литературы относится конкретное произведение, во многом зависит типологическое моделирование будущего книжного издания.

Общие принципы типологии книжных изданий с достаточным основанием можно рассматривать пока на примере одного вида литературы — художественной, потому что этот вид литературы и раздел книговедения разработан достаточно глубоко. Хотя, как будет показано на примерах ниже, принципы типизации распространяются и на издания произведений других видов литературы, и на произведения музыки и изобразительного искусства.

6.3. Общий замысел — объективный критерий
вида издания

Выход в свет издания художественной литературы, как и любого издания, обусловлен, объективной общественной потребностью, общественным интересом, объектом которого могут быть: вся совокупность произведений этого вида литературы (музыки, изобразительного искусства), т. е. мировая художественная литература, национальная литература в целом, все или часть творчества одного или нескольких писателей, одно конкретное произведение, отрывок из одного или нескольких произведений одного или нескольких авторов. Каждый такой объект может быть представлен читателю в виде издания, и каждое издание будет иметь соответствующий этому объекту общий замысел.

Общий замысел любого издания правомерно определить как «книжный» способ (т. е. процесс и преходящий промежуточный результат) удовлетворения и средство формирования объективного общественного интереса к тому или иному явлению литературы, музыки, искусства.

Трудно вообразить и не существует в издательской практике единое издание, общим замыслом которого было бы удовлетворение общественного интереса ко всей мировой литературе или любой национальной литературе. Но совокупность всех когда-либо и где-либо разрозненно и в разное время выходивших изданий реализует этот замысел. Наоборот, нетрудно представить себе и назвать примеры изданий, общий замысел которых заключался бы в том, чтобы представить с той или иной степенью полноты творчество одного писателя или часть его творчества, или часть творчества нескольких авторов, или одно произведение, или отрывки из произведений одного или нескольких авторов.

Естественная и объективная дифференциация издательских способов удовлетворения общественного интереса к различным явлениям художественной литературы позволяет и все издания разделить на несколько видов по критерию общегозамысла:собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения[208].

Любое конкретное издание произведений любого вида литературы по критерию общего замысла представляет собой издание одного из перечисленных видов.

Общий замысел собрания сочинений — отражение творчества автора в целомполнотой, достаточной для характеристики его творчества. Общий замысел любого сборника — отражение части творчестваодного или нескольких авторов, выделенной по тому или иному признаку. Общий замысел третьего вида издания в особом определении не нуждается.

Издание идентифицируется как собрание сочинений не по количеству произведений, а по принципу их отбора в соответствии с общим замыслом. В любое собрание сочинений войдут произведения в количестве, исчерпывающем, полном или достаточном для отражения творчества автора в целом — во всех видах, родах, жанрах литературы и музыки. Примечательно, что в мировой издательской практике отсутствуют собрания изобразительных произведений (точнее, репродукций) одного художника. Изобразительное искусство представлено изданиями сборников (авторских и коллективных).

Как правило, изданию собрания сочинений предшествуют издания сборников и моноизданий, которые как бы готовят культурный контекст для включения в него всего творчества автора.

Вид издания не зависит от количества томов. Есть однотомные собрания сочинений, например, Полное Собрание сочинений А.С. Пушкина в одном томе (1949 и 1984); многотомным может быть авторский или коллективный сборник, отдельное издание одного произведения.

Собрания сочинений характерны для эпохи книгопечатания. В рукописной традиции преобладали сборники и отдельные произведения. Первыми собраниями сочинений можно считать издания античных классиков, выпущенные в 1495-1500 гг. итальянским первопечатником Альдом Мануцием и подготовленные по рукописным источникам филологами организованной им так называемой «Новой академии». Одним из первых в английской традиции собраний сочинений считается издание, «Комедии, трагедии и хроники Уильяма Шекспира» (1632).

Первыми отечественными собраниями сочинений можно считать Собрание разных сочинений в стихах и прозе … Михайла Васильевича Ломоносова. Кн.1. Спб.: 1754; Сочинения как стихами, так и прозою Василия Тредиаковского. Тт. 1-2.Спб.: 1752; Собрание разных сочинений в стихах и прозе … Михайла Васильевича Ломоносова. 2-е изд. С прибавлениями. Кн.1-2. М.: 1757-1759; Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе Александра Сумарокова. Ч.1-10. Спб.: Н.И.Новиков, 1781-1782; Полное собрание сочинений Михайла Васильевича Ломоносова, с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений. Тт. 1-4. Спб.: Иждивением Имп. Акад. Наук. 1784-1787.

Появление собраний сочинений свидетельствует о высоком уровне развития национального самосознания, филологической науки и книжной культуры.

Сборниккак вид издания дает наибольшее количество подвидов, ибо его общий замысел (отражение части творчества) может быть ограничен частной литературоведческой и издательской задачей, в соответствии с которой часть творческого наследия одного или нескольких авторов выделяется по какому-то определенному признаку.

Две основные группы, на которые делятся сборники, — этоавторские сборники и коллективные сборники. Авторские сборники могут быть жанровые, хронологические, тематические, жанрово-хронологические и др. Коллективные могут составляться не только по этим признакам, но и по многим другим: географическому, национальному, по признаку принадлежности авторов к одному литературному течению, школе, литературной группе, общественно-политической группировке и т.п.

Исторически сложились и существуют в книжной практике такие подвиды коллективных сборников, как альманах, антология, хрестоматия.

Альманахэтоисторически сложившаяся разновидность коллективного сборника. Название пошло от арабского al manach (календарь), распространенного вида арабской рукописной книги, содержавшей астрономические и астрологические сведения. Альманахи получили широкое распространение в европейской книжной культуре. Именно календари-альманахи первыми перешли из рукописной традиции в печатную. Одно из первых произведений печатного станка — гутенберговский «Астрономический календарь», датируемый 1447 г. Постепенно календарное содержание альманахов расширяется сведениями, по истории, политике, литературе, нумизматике, торговле. В 1454 г. И. Гутенберг напечатал «Турецкий календарь», содержавший не столько календарные, сколько религиозно-политические призывы к христианскому миру против турок (в 1453 г. Византия пала под натиском Оттоманской империи).

В XYI — XYII вв. альманахи-календари разделяются на собственно календари и альманахи. Последние развиваются далее как литературно-художественные сборники, представляющие либо периодичные, либо одноразовые издания. Первые литературные альманахи появились во Франции («Альманах муз». Париж, 1764-1883), в России — в конце XYIII в.; в пушкинские времена альманахи стали настолько излюбленной формой публикации литературных новинок, что В.Г. Белинский назвал этот период в истории русской литературы «альманашным»; во второй половине XIX в. альманахи уступили место «толстым» журналам и возродились в начале XX в. Альманахи прочно удерживаются и в современном книжном деле.

Основные видовые признаки альманаха — множественность авторов и произведений разных видов литературы, разных, но малых жанров (или относительно самостоятельных фрагментов произведений больших жанров), абсолютная или относительная новизна включенного в альманах произведения, изысканность художественно-полиграфического оформления.Не редко для красоты и покупательской мотивации альманахом называют просто коллективный жанровый сборник — «Альманах зарубежной фантастики».

Антология(от греч. anthologia, букв. — собрание цветов) — разновидность коллективного сборника, чаще всего поэтических произведений. Составителем первой греческой антологии «Венок» считается поэт Мелеагр (60 г. до н. э.). Своеобразными антологиями были древнерусские «Изборники». Антологии духовных поэтических текстов были распространены в православной рукописной и печатной книжной культуре (например, «Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых», 1903 и 1909). В светской литературе нового времени антологиями назывались сборники античных поэтических текстов, а затем стихов, написанных в подражание античным поэтам. С конца 19в. антологии чаще всего составлялись как своды той или иной национальной поэтической культуры, представленной лучшими именами и избранными произведениями. Среди отечественных классических антологий можно назвать: «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в переводе русских поэтов» (под ред. В.Я. Брюсова,1916); «Русская поэзия ХХ века» (сост. И.С. Ежов и Е.И. Шамурин, 1925). Широко издавались антологии национальной поэзии в серии «Библиотека поэта», а также антологии поэзии практически всех времен и народов в русском переводе, жанровые поэтические антологии, например, «Парнас. Антология античной лирики» (1980), «Русский сонет 18 — нач. 19 в.» (1983), «Русский романс» (1987), «Венок сонетов: Антология» (1993). В современном книгоиздании слово «антология» используется в названиях изданий, которые, строго говоря, антологиями не являются: «Антология педагогической мысли России XVIII в.» (1985), «Антология современной фотографии» (1986-1987).

Хрестоматия(греч. сhrestomatheia, от chrestos — хороший, полезный и mantano — изучаю) — исторически сложившаяся разновидность коллективного сборника учебного предназначения. Содержит полные тексты произведений или фрагменты, систематизированные в последовательности их изучения по программе учебного курса. Тексты в хрестоматии составляют или расширяют источниковую базу учебной дисциплины. Для гуманитарных наук история их объекта и история знания об этом объекте, фиксированные в текстах, являются актуальной составляющей развивающегося содержания науки (таковы философия, история, психология, обществоведение, языкознание, литературоведение, книговедение и др.). Поэтому такие дисциплины особенно оснащены хрестоматиями. Обычно хрестоматии имеют сопроводительный аппарат научно-популярного характера (предисловие от составителей, общая вступительная статья, небольшие вводные статьи к каждому тексту, комментарии для адекватного понимания деталей текста, указатели для удобства навигации по изданию).

Очень часто на титульных листах многотомных и однотомных изданий можно увидеть обозначения: «Избранное», «Избранные произведения», «Сочинения», в которых, однако, нет типологической определенности. Если общий замысел такого издание — отражение творчества автора в целом, но на избранном составе произведений, особенно ярко характеризующих все стороны творческой деятельности автора, — это собрание избранных сочинений.

Если «Избранное» отражает только часть всего творческого наследия, или отдельные этапы литературной деятельности автора, то это будет сборник избранных произведений.

Следствием видовой принадлежности того или иного издания является состав авторских текстов. Но именно следствием, а не критерием. Для того, чтобы правильно определить, к какому виду отнести то или иное издание художественной литературы, например издание произведений одного автора, нужно представить себе общий объем его творческого наследия и исходя из этого по составу вошедших в издание произведений определить общий замысел, который является критерием вида издания. Если это сборник, то его видовая идентификация тоже требует умения адекватно оценить и принципы отбора произведений в соответствии с общим замыслом издания.

Общий замысел — это конкретно-историческая категория и объективный критерий вида книжного издания. Таковым он является и для изданий произведений всех других видов литературы. Однако типологические черты каждого конкретного вида литературы детерминируют видовые характеристики и названия видов, отличные от названий видов издания произведений художественной литературы. Например, отдельное издание одного произведения научной литературы называется монографией; учебной литературы — учебником или учебным пособием; колоссальный коллективный сборник в справочной литературе называется энциклопедией- универсальной или отраслевой, энциклопедическим словарем.

Неразработанность типологии литературы по уровню жанровой структуры приводит и к неразработанности системы видов издания.