Издание и процесс массовой коммуникации

Процесс и преходящий промежуточный результат организации произведения или документа письменности в произведение печати и есть издание, которое следует понимать как способ, т. е. процесс и преходящий результат массовой коммуникации.

Именно для обозначения и процесса «издание» и результата этого процесса — «печатное издание» — употребляется в книговедческом обиходе понятие «издание».

Как способ массовой коммуникации издание представляет собой средство организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т. е. средство реализации процесса социальной коммуникации, социального общения.

И в этом смысле издание — уже процесс и преходящий результат массовой коммуникации, потому что содержанием его является превращение текста произведения «для себя», «для автора», «для группы людей» в текст произведения «для всех», для общества, для культуры, для литературы, для музыки, для изобразительного искусства — для общественного сознания.

В сущности, массовая коммуникация есть способ целеосознанного «отчуждения» произведения индивидуального сознания, авторского произведения (его контекста и текста), отражения его групповым сознанием специалистов, участвующих в этом процессе, и с необходимостью следующего потом «обобществления», т. е. выражения нового, группового контекста новым текстом, и размножение этого текста с помощью различных средств способа массовой коммуникации. Для письменных форм такими средствами являются книжное, газетное, журнальное дело[203], мультимедиа; для аудиовизуальных способов массовой коммуникации — радио, кино, телевидение, мультимедиа.

Массовые коммуникационные системы «книжное дело», «пресса», «радио», «кино», «телевидение» есть формы способа организации произведения письменности (или технологических форм записи его текста) в произведение печати (для радио, кино и телевидения—соответственно в радиопроизведение, кинематографическое произведение, телепроизведение, мультимедийное произведение), актуализированные соответствующими общественными коммуникационно-технологическими средствами,

Из сказанного очевидным становится различие и сходство издания, радио, кино, телевидения, мультимедиа как форм способа массовой коммуникации.

Различие между книгой, газетой, журналом и новейшими формами способа массовой информации (радио, кино, телевидение, мультимедиа), которое обыденным сознанием и в работах отдельных зарубежных социологов печати и книговедов представляется антагонистическим противоречием, на самом деле есть лишь внешнее противоречие между традиционными (письменными) и новыми аудиовизуальными формами способа организации, превращения произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. А точнее — противоречие между печатными и аудиовизуальными формами существования издания, ибо во всех этих случаях словесное литературное, музыкальное или изобразительное произведение предшествует изданию. И в этом сходство печатных и аудиовизуальных форм способа массовой коммуникации.

Актуализация форм способа массовой коммуникации осуществляется различными средствами массовой коммуникации (организациями, коллективами специалистов, техническим оборудованием, технологией), результатом чего являются исторически изменчивые материальные формы фиксации и распределения семиотической информации в обществе. Однако, сущность процесса массовой коммуникации остается неизменной.

Еще раз подчеркнем, что она заключается в организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. Эта организация актуализируется в процессах превращения литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как социальных коммуникационных систем и форм общественного сознания и материализуется в процессах целеосознанного «обобществления», т. е. организации произведения словесности, письменности в произведение печати средствами книжного дела или прессы (для письменных форм способа массовой коммуникации) или в произведение радио, кино, телевидения, мультимедиа соответствующими средствами.

Диалектическим единством и взаимодействием этих способов организации реализуется процесс массовой коммуникации в обществе.

Каждая из названных разновидностей способа массовой коммуникации в свою очередь представляетсобой диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата коммуникации. Внешне, в своей эмпирической данности процесс и преходящий промежуточный результат представляются нам в многообразных, прерывистых, конечных для каждого этапа формах. А внутренне коммуникационный процесс, начавшись в общественном сознании, протекает через формы индивидуального и группового сознания и завершается в общественном сознании, но уже на новом, более высоком этапе его развития. Поэтому мы и квалифицируем книгу как объективное явление социальной действительности, явление общественное, как орудие идеологии, политики, просвещения, воспитания, социального и научно-технического прогресса.

Иными словами, не потому она — книга, что у нее такие функции, а потому у нее такие функции, что она — книга

Для письменных форм способа массовой коммуникации процесс организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в издание есть движение этого произведения, понимаемое как отражение его сознанием, т. е. осмысление в системе контекста и текста духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) с целью превращения его в издание — процесс и преходящий промежуточный результат этого осмысления в их диалектическом единстве. Промежуточный результат — общественное сознание, количественно или качественно измененное в процессе и средствами этого движения произведения. Это новый контекст духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) и новый текст ее как совокупность текстов общественно значимых произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, входящих в данную систему.

Диалектическое единство нового контекста и нового текста есть духовная культура (литература, музыка, изобразительное искусство), измененная в ходе и средствами процесса организации произведения в издание.

Контекст издания, таким образом, есть произведение, его контекст и текст, отраженные общественным сознанием в контексте и средствами духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) в ходе организации их в издание средствами книжного дела и прессы, процесс и преходящий промежуточный результат этого отражения в их диалектическом единстве друг с другом и в процессе дальнейшего отражения теми же средствами.

Текст издания — преходящий промежуточный результат процесса организации произведения письменности в произведение печати, в издание средствами книжного дела и прессы, т. е. текст литературного, музыкального, изобразительного произведения, измененный в процессе и средствами этой организации, новый, более высокий этап развития текста произведения по сравнению с авторским письменным текстом.

Актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания и есть образ, смысл, принципиальная идея издания как категории для обозначения данной формы способа массовой коммуникации.

Это актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания опредмечивается, материализуется затем в процессах и средствами книжного дела в книжное издание, а в процессах и средствами прессы — в газетное или журнальное издание.

Таким образом, в процессе организации произведения в издание участвует прежде всего сознание, отражающее, преобразующее произведение в новую, более сложную форму, а также книжное дело и пресса как средства способа массовой коммуникации «издание», материализующие, опредмечивающие эту новую, более сложную форму существования произведения и обеспечивающие теми же средствами возможность его дальнейшего отражения общественным сознанием.

Предшествующие рассуждения и доказательства позволяют предложить следующую трактовку содержания категории «книга» соответственно основным структурным уровням коммуникационного процесса «сознание».

В самом широком смысле, на уровне объективного содержания данной книговедческой категории, книга есть способ социальной коммуникации, способ существования, движения, развития социальной информации в информационном процессе «общественно-практическая деятельность»; этот способ опосредствован в коммуникационном процессе «сознание» диалектическим единством формы социальной информации, процесса и преходящего промежуточного результата ее движения. Иными словами, на этом уровне книга есть способ существования, движения, развития семантической информации.

Это уровень всеобщего для книги в сознании.

В коммуникационной системе «познание» книга есть актуализированный средствами мышления и языка способ (т. е. процесс и преходящий промежуточный результат) существования, движения, развития, отражения, организации семиотической информации. Это уровень особенного для книги в сознании.

В способе коммуникации «культура» диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата движения семиотической информации реализуется в виде произведения; это единство, выраженное средствами знаковых систем «естественный язык», «язык музыки», «язык изобразительного искусства» дает формы произведения в духовной культуре (в отличие от форм его в материальной культуре) — литературное, музыкальное, изобразительное произведение.

Способами их существования будут соответственно «литература», «музыка», «изобразительное искусство» как социальные коммуникационные системы, формы общественного сознания и подсистемы «письменности».

Таким образом, книга есть способ организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, имеющий форму организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства. Это уровень единичного для книги в коммуникационном процессе «сознание».

Сущность коммуникационного процесса «сознание» обусловливает системный характер и относительную самостоятельность каждой его подсистемы. Поэтому духовная культура как самостоятельный процесс коммуникации разворачивается в свою очередь уровнями коммуникационной системы и способа коммуникации, как и сам процесс «сознание».

Схематически структурные уровни процесса коммуникации «культура» можно представить так:

Культура

(коммуникационный

процесс) -

«Письменность»

(коммуникационная

система)

«Литература, музыка,

изобразительное искусство»

(способ коммуникации)

Коммуникационная система «письменность» есть процесс и совокупность преходящих промежуточных результатов выражения произведения средствами письменной речи, а также нотной записи, изображения.

В системе «культура» способ коммуникации «литература — музыка — изобразительное искусство» — это относительно самостоятельный структурный уровень, который правомерно назвать социальной коммуникационной системой. Способом существования этой системы является книжное дело, представляющее собой форму процесса «издание».

С уровня литературного произведения — литературы, музыкального произведения — музыки, изобразительного произведения — изобразительного искусства и книжного дела можно определить собственно книговедческое содержание категории «книга».

5.7. Книга в книжном деле.
Содержание книговедческой категории «книга»

Книга как способ социальной коммуникации становится действительностью в процессах организации произведения письма, письменного документа в произведение письменности или печати, в рукописное или печатное издание средствами книжного дела и в процессах дальнейшего отражения в общественном сознании результата этой организации теми же средствами.

Следовательно, ближайшим и более общим по отношению к книге и книжному делу промежуточным результатом развития коммуникационного процесса «сознание», таких его подсистем, как «познание», «культура», «литература — музыка — изобразительное искусство», является литературное, музыкальное, изобразительное произведение, существующее в материальной, предметной форме письменного документа.

На этом уровне книгу необходимо понимать как способ организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства — способ, актуализированный средствами книжного дела как процесс и преходящий промежуточный результат организации текста литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в такую форму произведения печати, как книжное издание, процесс и результат дальнейшего отражения книжного издания теми же средствами, т. е. средствами книжного дела.

И это самое общее определение сущности книги как способа социальной коммуникации, т. е. способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания.

Предшествующие книжному делу и последующие уровни, процессы и формы развития коммуникационного процесса «сознание» выступают по отношению к книге внешней средой.

В системных исследованиях внешней средой называют совокупность всех явлений, объектов, процессов, изменение свойств которых влияет на систему, а также объектов, чьи свойства меняются под воздействием системы в результате ее поведения.

Наша задача — раскрыть содержание, процессы и формы существования книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории.

Как фаза, этап коммуникационного процесса «сознание», как целостное и относительно самостоятельное явление, подсистема духовной культуры книга разворачивается уровнями процесса и преходящего промежуточного результата актуализации способа социальной коммуникации:

 

книга

(способ социальной

коммуникации) —

книжное дело (процесс

существования, движения,

развития, т. е. актуализации

этого способа) —

книжное издание[204]

в процессах книжного

дела (преходящий,

промежуточный результат

процесса актуализации

социальной кации) —

Схема отражает отношения между тремя компонентами системы «книга». «Книжное дело» — это способ существования, т. е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе. Сущность книжного дела — «обобществление» литературного, музыкального, изобразительного произведения, т. е. превращение в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания и социальных коммуникационных систем.

«Обобществление» произведения средствами книжного дела протекает как процесс организации произведения письменности, письменного документа в произведение печати, в издание. Преходящим промежуточным результатом этого процесса является книжное издание, то есть форма произведения печати, форма издания в книжном деле.

По отношению к книге книжное издание есть материальная, предметная форма ее существования.

Диалектическое единство процесса «книжное дело» и результата — «книжное издание» — определяет сущность, границы и объективное содержание книговедческой категории «книга».

Книги как целостности вне книжного дела нет, потому что книжное дело — способ существования книги. Следовательно, книга как объективное явление социальной действительности есть «книга в книжном деле». Если мы говорим о любых формах организации, отражения произведения или уже вышедшего книжного издания средствами книжного дела, мы говорим о книге как объективном явлении социальной действительности, о книге как книговедческой категории и формах существования этой категории.

При этом и сами формы процессов книжного дела, и книжное издание изменчивы во времени, детерминированы (обусловлены, предопределены) уровнем материального производства, который в свою очередь определяется способом производства материальных благ (т. е. общественно-экономической формацией) и соответствующими техникой и технологией, эволюцией используемых материалов письма (глина, камень, папирус, береста, бумага), эволюцией внешней формы книжного издания (глиняные таблички, свиток, кодекс). Но сущность книги, а также сущность книжного издания остаются неизменными.

Книжное дело как способ существования, движения, развития книги и подсистема духовной культуры, отрасль духовного производства и относительно самостоятельная подсистема книги может быть развернуто уровнями:

 

Книжное дело

(способ существования

книги) —

Книгопроизводство

книгораспределение

книговоспроизводство

(процесс существования

книжного дела) —

Книгоиздательское,

книготорговое, библиотечное,

библиографическое дело

(современные формы

существования процессов

книгопроизводства,

книгораспределения,

книговоспроизводства)

Актуализация книги как способа социальной коммуникации в процессах и средствами книжного дела есть процесс движения книги, т. е. единство процессов книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства.

Эти процессы, естественно, нельзя отождествлять только с материально-производственным изготовлением книжного издания, физическим распределением тиража издания через библиотеки и книжную торговлю, переизданием и чтением данного книжного издания, т. е. разрывать содержание и форму одного и того же процесса.

ерез библиотеки и книжную торговлю, переизданием и чтением данного книжного издания, т. е. разрывать содержание и форму одного и того же процесса.

Книгопроизводство — это производство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т. е. производство общественного сознания, форма духовного общественного производства.

Книгораспределение — это распределение и перераспределение книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т. е. процесс и результат формы развития общественного сознания.

Книговоспроизводство — это воспроизводство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т. е. форма воспроизводства общественного сознания. На внутренних уровнях процессы книгопроизводства, книгораспределения, кни-говоспроизводства объективируются соответственно книгоиздательским, книготорговым, библиотечным и библиографическим делом и материализуются в процессах книгоиздательского, книготоргового, библиотечного и библиографического дела.

При этом принципиально важно подчеркнуть, что книгопроизводство начинается и происходит в общественном сознании; книгораспределение и книговиспроизводство происходит тоже в общественном сознании.

Именно поэтому книга реализует в обществе свои идеологические, политические, познавательные, воспитательные, эстетические функции и всегда была, есть и будет способом отражения и средством формирования индивидуального, группового и общественного сознания.