Вопрос 15. В чем состоит процесс организации как основной функции менеджмента?

Организация — это процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям возможность эффективно работать для достижения организационных целей

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

—определение и детализация целей организации, которые были выявлены в ходе планирования;

—определение видов деятельности по достижению этих целей;

—поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

—координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство,

— единство цели: работает ли каждый член организации на общую цель, т.е. никто не должен работать против целей организации;

размах контроля, или размах менеджмента, — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

Организационные отношения в системе менеджмента состоят из следующих процессов :делегирование, полномочия, ответственность

Делегирование — распределение задач и передача полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. С помощью делегирования руководство распределяет среди сотрудников множество задач, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. (концепция управления Делегирование - один из элементов формирования организационных структур и нахождения приемлемых соотношений между централизацией и децентрализацией управления.

Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчитаться за их выполнение. Под обязательством понимается, что от работника ожидается выполнение конкретных задач в соответствии с занимаемой должностью. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий индивиду.

Имеются две концепции процесса передачи полномочий:

- классическая концепция передачи полномочий от высших к низшим уровням организации;

- концепция принятия полномочий подчиненными от руководителей Ч. Барнарда.

Полномочия всегда ограничены, существуют пределы полномочий.

Вопрос 16. В чем состоит процесс планирования как функции менеджмента?

Планирование — это формирование образа будущего в созна­нии субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения постав­ленных целей. Планирование является одной из важнейших функ­ций управления.

Цель планирования — обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обусловливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов.

Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.

Первый этап — прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет система­тически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Второй этап — выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их с точки зре­ния доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.

Третий этап — формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений).

Четвертый этап — разработка программы действий и составление графика работ. Программа действий представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Со­ставление такой программы начинается с анализа тех или иных задач без чрезмерной детализации. Все подробности отрабатыва­ются позднее и передаются для выполнения, как правило, линей­ным менеджерам. Чтобы программа была действенной, необходи­мо установить очередность выполнения указанных задач. Причем нужно выделить из них те, которые должны получить временной приоритет в финансировании.

Главное — временная последовательность программы. Первый шаг — выявление объема наличного времени, которым располага­ет менеджер. Следующие шаги включают определение продолжительности каждого этапа.

Пятый этап — формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь финан­совых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.