Вопрос 15. В чем состоит процесс организации как основной функции менеджмента?
Организация — это процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям возможность эффективно работать для достижения организационных целей
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
—определение и детализация целей организации, которые были выявлены в ходе планирования;
—определение видов деятельности по достижению этих целей;
—поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
—координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство,
— единство цели: работает ли каждый член организации на общую цель, т.е. никто не должен работать против целей организации;
размах контроля, или размах менеджмента, — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.
Организационные отношения в системе менеджмента состоят из следующих процессов :делегирование, полномочия, ответственность
Делегирование — распределение задач и передача полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. С помощью делегирования руководство распределяет среди сотрудников множество задач, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. (концепция управления Делегирование - один из элементов формирования организационных структур и нахождения приемлемых соотношений между централизацией и децентрализацией управления.
Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчитаться за их выполнение. Под обязательством понимается, что от работника ожидается выполнение конкретных задач в соответствии с занимаемой должностью. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий индивиду.
Имеются две концепции процесса передачи полномочий:
- классическая концепция передачи полномочий от высших к низшим уровням организации;
- концепция принятия полномочий подчиненными от руководителей Ч. Барнарда.
Полномочия всегда ограничены, существуют пределы полномочий.
Вопрос 16. В чем состоит процесс планирования как функции менеджмента?
Планирование — это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
Цель планирования — обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обусловливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов.
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап — прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
Второй этап — выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их с точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.
Третий этап — формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений).
Четвертый этап — разработка программы действий и составление графика работ. Программа действий представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление такой программы начинается с анализа тех или иных задач без чрезмерной детализации. Все подробности отрабатываются позднее и передаются для выполнения, как правило, линейным менеджерам. Чтобы программа была действенной, необходимо установить очередность выполнения указанных задач. Причем нужно выделить из них те, которые должны получить временной приоритет в финансировании.
Главное — временная последовательность программы. Первый шаг — выявление объема наличного времени, которым располагает менеджер. Следующие шаги включают определение продолжительности каждого этапа.
Пятый этап — формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.