Вопрос 8. Какие факторы, влияют на становление и развитие менеджмента в российской экономике?
Основные факторы:
· формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
· изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;
· обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
· интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
· усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
· возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
· профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Вопрос 9. В чем сущностьситуационного подход к менеджменту?
Одним из направлений, возникших в рамках эмпирической школы, является так называемый ситуационный подходк менеджменту. Суть этого подхода в том, что руководство предприятием должно быть привязано к конкретной обстановке – ситуации, возникающей на производстве, и иметь цель разрешить эту ситуацию, выйти из нее наилучшим образом. При этом рекомендуется действовать по следующей простой схеме, включающей ряд этапов:
– постановка диагноза ситуации, в котором должны быть определены главные проблемы предприятия, сформулированы управленческие цели и намечены принципиальные пути (направления) их достижения;
– изучение характеристики ситуации и выделение тех факторов, которые влияют на принятие решений;
– разработка альтернативных (исключающих друг друга) решений;
– оценка каждой альтернативы и выбор той, которая приводит к наилучшему результату;
– выработка конкретного плана действий в соответствии с выбранной альтернативой.
Ситуационный подход потребовал разработки типовых решений для типовых управленческих ситуаций.
Важнейшим достижением эмпирической школы и ситуационного подхода явилось целевое управление, которое было задумано как постоянно действующая система определения конкретных целей (конечных результатов) для каждого работника предприятия. Формирование целей должно делаться с максимальной определенностью.