Влияние метеорологических условий на воздушную киносъемку.

Облачность и дальность видимости определяют выбор кинопленки и светофильтров. Наилучшими метеорологическими условиями не всегда является полное отсутствие облачности. Наоборот, такие условия могут оказаться совершенно неудовлетворительными. На­пример, самолеты на фоне чистого голубого неба выделяются, очень плохо или почти совсем сливаются с фоном. Для съемки таких объ­ектов всегда, желательна хотя бы небольшая облачность. Присут­ствие кучевых облаков не только повышает различаемость воздуш­ных объектов, по и помогает созданию динамики в кадре, так как облака являются неподвижными ориентирами в пространстве, по отношению к которым обнаруживается движение снимаемого воз­душного объекта. Для киносъемки наземных объектов с воздуха наилучшими метеорологическими условиями во многих случаях является ясная безоблачная погода.

На работу механизмов киносъемочного аппарата оказывают влияние температура и влажность окружающей атмосферы. При низкой температуре возникает необходимость в электрообогрева­тельном устройстве для киноаппарата.

Предельные значения температуры у земли доходят до +45СС летом, а зимой до —50°С.; Поэтому авиационные киносъемочные аппараты независимо от того, на каких высотах предполагается них использование, должны иметь электрообогревательные устройства, обеспечивающие их безотказную работу в пределах указанных тем­ператур.

При быстром снижении самолета и переходом его в слои с более' высокой температурой и большей влажностью воздуха может про­изойти запотевание объектива. При полетах в сложных метеоро­логических условиях иногда наступает обледенение киноаппарата. Через запотевшее защитное стекло контейнера киноаппарата не­возможно получить четкое изображение на кинопленке.

Обледенение происходит чаще зимой, реже летом. Зимой условия, благоприятствующие обледенению, возникают при прохождении

теплого воздушного фронта. Летом обледенение возможно при полетах на высоте 2500—3000 мв облаках, особенно в кучевых. При­чиной обледенения в этом случае являются капельки воды, замер­зающие при резких колебаниях температуры в сильном потоке хо­лодного воздуха.

Автоматические киносъемочные аппараты, установленные сна­ружи и обращенные объективами вперед по полету, наиболее под­вержены обледенению. Для борьбы с обледенением устанавливают перед объективом киноаппарата защитное стекло с электрообогре­вательной сеткой, впаянной внутри стекла.

При полетах со сверхзвуковыми скоростями возникает обратное явление - сильный нагрев наружной поверхности самолета вслед­ствие трения о воздух. Поэтому киносъемочные аппараты, рассчи­танные для применения на сверхзвуковых самолетах, должны обес­печивать работоспособность не только при низких, но также и при высоких температурах.

Необходимо учитывать, что при низкой температуре светочув­ствительность кинопленки уменьшается, а при высокой — быстро увеличивается вуаль.

Преодоление воздушной дымки и увеличение контрастности изображения при воздушной киносъемке достигается с помощью светофильтров. При черно-белой съемке на малых и средних вы­сотах (до 10000 м) применяют светофильтры ЖС-17 и ЖС-18-На больших высотах, где воздух прозрачнее, а небо имеет темно-синий цвет, применяют светло-желтый светофильтр.

Совершенно иначе обстоит дело при киносъемке наземных объ­ектов даже со средних высот. Для преодоления воздушной дымки в этом случае необходимы густые желтые или оранжевые светофильтры, а в ряде случаев даже красные.

Для воздушных киносъемок, как правило, целесообразно ис­пользовать панхроматические кинопленки, обладающие повышен­ным контрастом. Негативы следует проявлять до γ=0,9—1,15.

Воздушная дымка может быть в некоторых случаях успешно преодолена с помощью поляризационного светофильтра при усло­вии, что угол между лучами света, освещающими объект съемки, и оптической осью объектива киноаппарата равен 90°.

Цветная воздушная киносъемка при небольших расстояниях до объекта производится на обычные цветные негативные кинопленки типа ДС или ЛН (с конверсионным светофильтром). Для киносъем­ки с больших удалений, особенно наземных объектов, целесообраз­но применять цветные кинопленки с повышенным контрастом. При воздушных киносъемках на обращаемые цветные кинопленки Не­обходимо применять конверсионные светофильтры, которые устра­няют голубой оттенок, вызываемый воздушной дымкой.

 

Экспонометрия при воздушной киносъемке. Одной из особенно­стей воздушной киносъемки является необходимость панорамиро­вания для сопровождения движущегося объекта съемки. Например, самолеты, выполняющие пилотажные фигуры, парашютисты, покидающие

самолет, или падающие с самолета грузы при начале съемки кинокадра могут находиться на фоне синего неба, затем переходить на очень светлый горизонт и далее на фон земли с те­нями от облаков, оказывающийся иногда очень темным. Таким образом, в течение съемки одного кадра необходимо менять экспо­зицию, чтобы получить ровный по плотности негатив, пригодный для печати на одном номере копировального света. Однако при съемке ручным киноаппара­том

перестановка диафрагмы объектива практически

очень редко осуществима.

Автоматическое регули­рование диафрагмы объектива при воздушных киносъемках крайне желательно, а в ряде сложных случаев необходимо. В настоящее время имеются авиационные киносъемочные аппараты, в которых установ­ка правильного раскрытия ди­афрагмы осуществляется автоматически.

Система автоматического регулирования экспозиции совершен­но необходима для киносъемочных аппаратов, устанавливаемых на самолетах и других кораблях и включаемых дистанционно.

Когда воздушный кинооператор снимает ручным киноаппара­том, ему трудно пользоваться экспонометром, если последний не входит в конструкцию киноаппарата или хотя бы не прикреплен к киноаппарату. Если все же имеется возможность воспользовать­ся экспонометром, то определение правильной экспозиции следует производить по способу замера суммарной яркости снимаемой сцены.

Киноаппараты для воздушных съемок. Авиационные киносъе­мочные аппараты можно разделить на два типа: ручные и стацио­нарные.

Ручной авиационный киносъемочный аппарат отличается от ручного хроникального киноаппарата тем, что он может быть под­ключен непосредственно к бортовой сети самолета или вертолета. Кроме того, он оснащен визиром коллиматорного типа, который предоставляет кинооператору большие удобства при воздушных киносъемках.

Преимущества коллиматорного визира заключаются в том, что он образует светящуюся кадровую рамку в бесконечности, изобра­жение которой как бы накладывается на снимаемый объект, не

ограничивая ноля зрения глаза и не изменяя масштаба изображе­ния, наблюдаемого через визир.

Оптическая схема коллиматорного визира изображена на рис. 17-1. Стеклянная пластинка 1 покрыта непрозрачным слоем, в котором прочерчены прозрачные линии, образующие контуры визирных рамок, соответствующих углам охвата разных объекти­вов. Свет, падающий на пластинку с рамками, проходит сквозь прозрачные линии и отражается зеркалом 2 в объектив 3. Так как пластинка с рамками расположена точно в главной фокальной плоскости объектива 3, то изображаемые им светлые линии рамок оказываются в бесконечности. Над объективом под углом 45° расположено полупрозрачное зеркало 4, отражающее часть света в направлении глаза наблюдателя 5, который видит линии рамок находящимися как бы в бесконечности. Одновременно ему виден через полупрозрачное стек­ло и объект съемки. Аккомодации глаза при этом не происходит, так как объект и линии рамки находятся практически в бесконечности. При съемке объектов, расположенных на ярко освещенном фоне, напри­мер самолеты па фоне облаков, перед полупрозрачным зеркалом устанавливается нейтрально-серый светофильтр 6, который сни­жает яркость объекта и делает лучше видимыми линии рамок ви­зира.

Коллиматорный визир несвободен от параллакса; компенсация которого осуществляется обычным способом путем конвергенции с оптической осью объектива. При воздушных киносъемках компен­сация параллакса визира не требуется, так как снимаемые объекты находятся на значительном удалении от киноаппарата (во всяком случае не ближе 5—10 м).

Авиационные киноаппараты стационарного типа предназнача­ются для установки на самолеты и другие летательные аппараты как в наружных подвесных контейнерах, так и внутри кабин и все­возможных отсеков.

Киноаппараты этого типа часто используются в сложных усло­виях полета, поэтому их работоспособность должна быть обеспече­на в широком диапазоне температур, при больших перегрузках и в условиях продолжительных вибраций.

Важным элементом стационарного авиационного киносъемоч­ного аппарата является так называемый временной механизм, ко­торый служит для того, чтобы после кратковременного нажатия на пусковую кнопку киноаппарат продолжал съемку в течение задан­ного времени и затем автоматически выключался. Такая эле­ментарная автоматика необходима потому, что включение киноап­парата производится, как правило, не кинооператором, а летчиком; основное внимание которого сосредоточено на пилотировании самолета.

Так как наведение неподвижно установленного на самолете киноаппарата на объект съемки производится в полете с помощью самолетного прицела, необходимо на земле до полета произвести «пристрелку», то есть установить его точно по отношению к линии визирования самолетного прицела.

Рис. 17-2. Авиационный ки­носъемочный аппарат АКС-2

Для этих целей в комплекте стационарного авиационного кино­аппарата имеется специальная визирная трубка, которая устанав­ливается на время выполнения «пристрелки» на место съемочного объектива.

Запас кинопленки в стационарном киноаппарате часто оказы­вается недостаточным, а перезарядку можно произвести только на земле. Но каждый взлет и посадка современного скоростного са­молета стоит дорого. Реальный путь решения проблемы заклю­чается в использовании узкой кинопленки, что даст возмож­ность увеличить продолжительность киносъемки без перезарядки кассет.

Авиационный киносъемочный аппарат АКС-2(рис 17-2) может применяться как в стационарном, так и в ручном вариантах. Аппа­рат рассчитан на 35-мм кинопленку. Размеры кадрового окна 16×22 мм. Габариты и форма киноаппарата АКС-2 благоприятны для размещения в обтекаемом контейнере наружной подвески. При перезарядке аппарата кассета с кинопленкой вдвигается в аппарат одним движением. Лентопротяжный механизм, кроме грейфера, находится в кассете. Запас кинопленки в кассете 60 м. Частота съемки 24 или 48 кадр/с. Обтюратор дисковый с постоянным рас­крытием 120°. В комплекте имеются четыре сменных объектива (f= 35, 50, 135 и 210 мм).Способ визирования кадра при съемке с рук — через коллиматорный визир; при пристрелке в стационарной установке — через пристрелочный визир, который устанавливается взамен объектива. Командное устройство для автоматической кино­съемки (временной механизм) выключает киноаппарат только пос­ле прохождения 5, 10, 15 или 30 м кинопленки после начала съемки. В аппарате имеются часы с центральной секундной стрелкой, ци­ферблат которых фотографируется на кинопленку на месте зву­ковой дорожки против междукадрового промежутка.

Аппарат ЛКС-2 может работать при перегрузке до ±7,5 g и в пределах температур от +50 до —50°С. Электрообогрев автомати­чески включается при 0° и выключается при +30°С., Кроме того, имеется утеплительный чехол для аппарата. Напряжение электро­питания киноаппарата 24 В постоянного тока.

Авиационный киносъемочный аппарат АКС-4 предназначен для съемки с рук па 35-мм кинопленку с частотой от 8 до 48 кадр/с. Частота съемки регулируется реостатом на электродвигателе и кон­тролируется по тахометру. Размеры кадрового окна 16×22 мм. Кассеты рассчитаны на 60 и 120 м кинопленки. В комплекте имеет­ся пять объективов (f = 35, 50, 85, 135 и 210 мм). Обтюратор зер­кальный двухлопастный с открытым сектором 60°. Ввиду того, что обтюратор делает поворот только на 180° за один полный цикл ра­боты грейфера, экспозиция рассчитывается для угла 120°. Визиро­вание кадра может производиться по матовому стеклу через визир­ную лупу с увеличением 7,5 крат или через коллиматорный визир с полем зрения 66°; ограничительные рамки, соответствующие всем объективам комплекта, содержатся в поворотном диске. В корпусе аппарата имеются электронагревательные элементы, которые включаются и выключаются автоматически. Благодаря электрообо­греву киноаппарат АКС-4 может работать в пределах температур от +50 до —50°С. Напряжения электропитания аппарата соответ­ствуют самолетному (24 В постоянного тока).

Узкопленочный авиационный киносъемочный аппарат КВ-19А фирмы «Фотосоникс» (США) рассчитан на 16-мм кинопленку. Ап­парат имеет кассеты на 30, 60 и 120 м кинопленки. Лентопротяж­ный механизм находится в каждой кассете. Частота киносъемки: 24, 32, 48, 64 и 200 кадр/с. При включенном временном механизме с подачей одного короткого импульса аппарат автоматически про­должает снимать в течение 5, 10 или 15 с. Обтюратор в аппарате дисковый с переменным раскрытием от 5 до 160°. Объектив / = 75 мм, 1 :2,8. Экспозиционная автоматика учитывает светочув­ствительность кинопленки, частоту съемки, кратность светофильтра и яркость снимаемого объекта. Все эти данные кодируются на кассете. При вставлении кассеты в аппарат экспозиционные дан­ные вводятся в автоматическое устройство. Электрообогрев аппа­рата также автоматически регулируется, обеспечивая работоспо­собность киноаппарата при температуре от +50 до —50°С. Кино­съемка может производиться при перегрузках до ±4 g и вибраци­ях от 5 до 500 колебаний в секунду по всем осям.

Киносъемка с самолетов ручным киноаппаратом. Всего четверть века назад воздушные киносъемки производились без особых трудностей. Высоты и скорости полета самолетов были небольши­ми, кинооператор мог находиться в кабине с открытым фонарем. А некоторые типы самолетов в то время не имели фонаря, а лишь защитный козырек. Можно было снимать ручным киноаппаратом или стационарным киноаппаратом, укрепленным с помощью раз­личных приспособлений к пулеметной турели или бортам кабины.

С ростом скорости и высоты полета самолетов воздушные кино­съемки усложнились. Кабины стали закрываться фонарями, а за­тем и герметизироваться. Чрезвычайно усложнилась конструкция кабины самолета, и все ее пространство заполнилось приборами и оборудованием. Появились сложные сиденья с катапультным креслом.

Поместить кинооператора с аппаратом в современный скорост­ной маневренный самолет стало очень трудно. В многоместных са­молетах съемка в воздухе ручным киноаппаратом может произво­диться без значительных затруднений.

Только хорошо подготовленному физически кинооператору, имеющему определенный опыт, возможно выполнение воздушных киносъемок ручным киноаппаратом с современных сверхзвуковых самолетов во всем диапазоне высот и скоростей полета. Один опыт кинооператора еще не дает гарантии выполнения киносъемки в воз­духе, где кинооператор зависит от летчика, а весь экипаж — от многих случайностей. Хорошо подготовленный экипаж может вы­полнить киносъемку в воздухе при условии соблюдения мер безо­пасности - первейшего требования ко всем участникам полета, а также лицам, обслуживающим самолет на земле и подготавливаю­щим самолет и всю аппаратуру, в том числе и киносъемочную, к полету для воздушной киносъемки.

Кинооператор воздушных киносъемок должен хорошо знать все оборудование и арматуру кабины, правила пользования кислород­ным и высотным снаряжением, внутрисамолетной связью и средст­вами аварийного покидания самолета. Кинооператор должен быть требовательным к себе в обращении с киноаппаратом и размещении его в кабине самолета. Киноаппарат и запасные кассеты должны быть по возможности закреплены и размещены так, чтобы они не мешали органам управления самолетом, двигателем и другими аг­регатами и системами. Нужно предусмотреть место, куда можно определить киносъемочный аппарат в случае аварийного покида­ния самолета, так как при большой скорости полета выбросить его за борт невозможно.

На больших скоростях и высотах полета кинооператор испыты­вает большие перегрузки. А так как ручные киноаппараты для 35-мм пленки имеют значительный вес, то кинооператор, учитывая действие перегрузок различной величины и направления, должен предусмотреть определенные положения и способы держания ки­ноаппарата при съемке.

Особенно важное значение при работе с ручным киноаппаратом имеет устойчивая двусторонняя связь кинооператора с летчиком.

Для воздушной киносъемки с самолета может быть использо­ван, вообще говоря, любой ручной киносъемочный аппарат. Одна­ко наибольшие удобства создают специальные авиационные кино­съемочные аппараты АКС-2 и АКС-4, снабженные коллиматорным визиром, электрообогревательным устройством и имеющие элек­тропривод, рассчитанный па питание от бортовой сети самолета. Киноаппараты АКС-2 и АКС-4 хорошо вписываются в контуры фонаря кабины самолета при держании на правом плече, киноопе­ратора:

В условиях полета вибрации самолета поглощаются телом кино­оператора, если киноаппарат прижат к его плечу и не касает­ся деталей кабины. Однако качка и «рыскание» самолета требуют от кинооператора сноровки, чтобы по возможности ком­пенсировать все колебания и наклоны киноаппарата. При наблю­дении снимаемого объекта через коллиматорный визир это дости­гается сравнительно легко, разумеется, при известной тренировке.

Влияние качки самолета на устойчивость кадра зависит от фо­кусного расстояния объектива. При широкоугольном объективе устойчивость кадра всегда будет лучше, чем при применении длин­нофокусного объектива.

На любом самолете кинооператор имеет ограниченный обзор. С наихудшими в этом отношении условиями приходится встречать­ся почти на всех тяжелых самолетах, крылья и стабилизаторы ко­торых создают большие непросматриваемые зоны. Лучшие усло­вия обзора предоставляют кинооператору одномоторные двухмест­ные учебно-тренировочные самолеты, так называемые «спарки». В полете такой самолет способен создать для кинооператора очень хороший обзор благодаря своей маневренности. Все зависит от летчика, который пилотирует самолет с кинооператором. Он может в нужный момент сделать крутой вираж, выполнить спираль, скользить на крыло, сделать управляемый переворот с выходом в пикирование. Из всех положений перечисленных фигур пилотажа можно производить киносъемку ручным киноаппаратом, причем при умелом пилотировании самолета летчиком кинооператору, на­ходящемуся в задней или передней кабине, предоставляется почти неограниченный обзор.

Преимущества маневренного самолета могут быть использова­ны при киносъемке только ручным киноаппаратом, не связанным каким-либо креплением с самолетом, пусть даже легко подвиж­ным. При выполнении самолетом пилотажных фигур кинооператор должен делать не только горизонтальное или вертикальное пано­рамирование, но также наклоны в стороны для выравнивания кад­ра по горизонту в зависимости от положения самолета.

Киносъемку с маневренного самолета можно успешно выпол­нить, только пользуясь визиром коллиматорного типа.

Важной особенностью воздушной киносъемки является быстро­та и неповторимость положений объектов съемки и ситуаций в воз­духе. Поэтому кинооператор должен обладать очень важным ка­чеством: успевать производить съемку вовремя, без подготовки и всегда правильно. Он должен предвидеть развитие ситуации в воз­духе и начинать съемку не в процессе развития действия, но когда оно только начинается, когда к нему есть повод. Он должен вни­мательно следить за обстановкой, ни на один момент не выпускать из своего внимания объекты съемки, держать связь с летчиком, со­общать ему обо всем замеченном и о своих намерениях и дей­ствиях.

Большое значение имеет согласованность действий киноопера­тора и летчиков, как операторского самолета, так и снимаемых са­молетов, которые должны в нужный момент занять правильное исходное положение, выдерживая при этом заданную скорость, а в ходе съемки точно выполнять все необходимые эволюции само­летов.

Чтобы кинооператор мог произвести киносъемку, летчик опера­торского самолета должен пилотировать самолет только с положи­тельной перегрузкой.

Киносъемки самолетов в горизонтальном полете отличаются ма­лой динамичностью, когда они производятся с параллельно летя­щего самолета, несмотря на большую скорость полета. Для того чтобы обнаружить движение самолета, летящего рядом на парал­лельном курсе, надо совершать полет вблизи облаков, находясь как можно ближе к ним. Весьма эффектные кадры получаются, когда самолет летит над верхней кромкой облачности, временами врезаясь в отдельные выступающие части облаков, или когда са­молет летит низко над землей (бреющий полет) и проецируется на фоне земли.

Когда снимаемый самолет и самолет с кинооператором летят рядом с одинаковой скоростью, то движение не ощущается совер­шенно, если небо чистое или облака находятся в отдалении. Еще хуже, когда операторский самолет обгоняет самолет снимае­мый. При этом получается парадоксальная картина, что будто бы самолет — объект съемки — не летит вперед, а пятится назад. По­этому, планируя киносъемку с самолета в горизонтальном полете, всегда следует предусматривать соотношение скоростей полета снимаемого и операторского самолетов. Тот самолет, который яв­ляется объектом съемки, должен лететь с большей скоростью, чем операторский самолет, чтобы исключить появление иллюзии об­ратного движения.