Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности.

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности. Эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Некоторые формы нарушения мышления невозможно объяснить без привлечения представлений о саморегуляции: они должны рассматриваться как проявления нарушения осознания и подконтрольности своих мыслительных действий. Подобные формы нарушения познавательных процессов не затрагивают осуществления логических операций: больным могут оказаться доступными некоторые задания, требующие развитого абстрактного мышления. Однако в условиях необходимости организации своих действий (в ситуациях неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные оказываются неспособными к осуществлению целенаправленной деятельности. Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются, по сути, выражением дезорганизации мышления.

Саморегуляция не сводится к осознанию, контролю и перестройке мыслительных действий. В зависимости от того, как осознает себя человек в данной проблемной ситуации, как переживает ее, она приобретает для него различный смысл. Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска или же отказу от него. Другими словами, саморегуляция может быть направлена на мобилизацию внутренних ресурсов для разрешения содержательного затруднения (решения проблемы или задачи) или же на уход из конфликтной ситуации затруднения (отказ от дальнейшего решения и стремление дискредитировать задачу или же оправдать себя). В соответствии с этим выделяются еще две функции саморегуляции познавательной деятельности – мобилизующая (продуктивная с точки зрения регуляции мышления) и защитная (непродуктивная).

На материале решения задач на соображение больными шизофренией (вялотекущая форма) А.Б.Холмогоровой показано, что у больных происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функций при относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Больные способны к контролю своих действий в условиях сформированности эталона действия. Но рпи необходимости самостоятельной выработки нового способа действия и перестройки прежнего у больных не происходит осознания неадекватности своих действий, и, по существу, перестройка не происходит. В ситуациях затруднения активизируются защитные формы поведение: уход из ситуации под различными предлогами, отказ от продолжения решения наступают значительно быстрее, чем в норме. Снижение осознанности мыслительных действий, отсутствие направленности на разрешение содержательного затруднения отрицательно влияют на общую продуктивность мыслительной деятельности.

В исследовании А.Б.Холмогоровой было также показано, то у больных шизофренией нарушается один из важнейших механизмов саморегуляции, основа децентрации и самоанализа – способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

Подобные нарушения саморегуляции связаны с нарушениями мотивационно-потребностной сферы. Анализ специфики стабильных изменений личности при шизофрении в сопоставлении с данными экспериментально-психологического исследования привел автора к выводу, что существенным фактором нарушения саморегуляции у больных шизофренией с преобладанием негативной симптоматики является так называемая “установка на самоограничение”. Последняя выражается в направленности на ограничение контактов и сфер деятельности, предпочтении действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами, избегании трудностей и интеллектуального напряжения.

Полученные данные позволяют объяснить отмечаемый многими исследователями факт, что наибольшая выраженность нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к произвольному целеобразованию. Об этом свидетельствует и исследование А.П.Корнилова, в котором показаны различия в нарушении формирования конечных и промежуточных целей при решении мыслительных задач: если у больных шизофренией снижена побудительность целей, то у больных эпилепсией нарушен регулятивный аспект целеобразования.

В исследовании показано, что нарушения целеобразования в мыслительной деятельности обеих нозологических групп носят динамический характер и зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемыми. Они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.

Установлено также, что при развертывании целеобразования в условиях заданного предметного плана решения выявляются такие особенности мыслительной деятельности, как нарушения побудительного и регулятивного аспектов целеобразования. При незаданности же предметного содержания целей в условиях их произвольного выдвижения проявляются характерные нарушения мышления: актуализация латентных, необычных свойств предметов, абстрактность построений – у больных шизофренией; конкретность, детализация, ригидность мышления – у больных эпилепсией.

Вывод.

Мышление – сложный психический процесс, и его нарушения носят разнообразный характер. Нередко можно наблюдать более или менее сложные варианты сочетания подобных нарушений.

Единой квалификации, принципа анализа этих расстройств нет. В данной работе мы опирались на параметры, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, выделенные Б.В.Зейгарник, доктором психологических наук, профессора, основателя отечественной патопсихологии.

Для диагностики разных вариантов расстройств мышления эффективно применение экспериментально-психологических исследований.

При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Здесь эффективными могут оказаться метод классификации предметов, “исключение понятий”, объяснение пословиц и поговорок, метод пиктограмм, ассоциативный эксперимент.

Сопоставляя данные, полученные в ходе работы с этими методиками, анализируя их, мы получаем возможность сделать заключение о том, к какому типу расстройств или их сочетаний, следует отнести нарушения испытуемого.

Список используемой литературы.

  1. Н.Л.Белопольская“Патопсихология хрестоматия” М.,УРАО 1998
  2. Б.С.Братусь“Аномалии личности” М. “мысль” 1988
  3. Н.Ю.Максимова Е.Л.Милютина “Курс лекций по детской патопсихологии” Ростов-на-Дону “Феникс” 2000
  4. С.В.Ильина лекции по патопсихологии УРАО
Воля оказывается необходимой в тех случаях, когда какие-то несовместимые мотивации соизмеримы по интенсивности и конкурируют друг с другом. Тогда человек, вмешавшись в эту борьбу мотивов, может преднамеренно усилить одну из мотиваций и одновременно ослабить другую. Таким образом человек решает борьбу мотивов в пользу той мотивации, которая для него предпочтительнее. 2. Сущность второго вопроса заключается в следующем: какими способами, приемами, операциями человек может воздействовать на свою волю? Мы сказали, что содержанием волевого действия является преднамеренное усиление одной мотивации с одновременным ослаблением другой. Как это делается? По всей видимости, каждый человек делает это по-своему, но существуют какие-то общие способы, которым можно научиться. Обычно в борьбе мотивов участвует мотивация двух уровней: · мотивация потребностная, идущая от натуральных потребностей; · мотивация высшая, духовная, идущая от ценностей (например, хочется спать - натуральная мотивация, но нужно вставать к первой паре - социальная мотивация, если знания являются хотя бы какой-нибудь ценностью). Потребностные мотивации человека преобразованы культурой. Но культурно-историческое облагораживание натуральных потребностей затрагивают лишь средства и способы их удовлетворения, не изменяя психологических механизмов побуждения. Главное отличие мотивации человека состоит в том, что он обладает еще и ценностной мотивацией. Для личности характерно наличие системы социально обусловленных духовных ценностей, представляющих изначально когнитивные образования. Эти ценности имеют форму понятий должного порядка вещей, оцениваемого в качестве блага, таких, как свобода, совесть, справедливость, истина и др. В отличие от потребностей, ценностная мотивация опосредуется не мотивами, а динамическими установками, образующими специфически человеческую форму направленности - ценностные ориентации. Обусловленная ими мотивация имеет лишь одну модальность - достижения. Благодаря этому в процессе реализации ценности побуждение не только не редуцируется, но и возрастает, порождая состояние творческого подъема, энтузиазма и счастья. Такая мотивация не насыщаема. Если предшествующим воспитанием у человека сформирована духовность, то система ценностей и мотивация, базирующаяся на этой системе настолько сильна, что легко преодолевает мотивацию нижнего уровня. Поэтому в таких случаях нет борьбы мотивов, и человек всегда действует в соответствии с собственной системой ценностей, воля здесь не нужна. Однако такое положение вещей - идеал, к которому можно приближаться, но которого не существует. Отсюда следует, что путь к усилению воли лежит через воспитание духовности. Мы сказали, что воля возникает в процессе движения к цели, когда существуют какие-то препятствия. Побудительная функция цели в значительной мере зависит от того, насколько четко, ясно сформулирована цель. Чем детальнее проработана антиципация, тем неуклоннее человек стремится к цели. Лучше, если антиципация существует в форме плана. Итак, рассмотрим некоторые способы разрешения борьбы мотивов в пользу какой-либо мотивации. 1. Если борьба мотивов возникает в ситуации, когда цель недостаточно четко сформулирована, антиципация не проработана, то достаточно более точно сформулировать цель, представить антиципацию в виде плана - и побудительная функция цели усилится настолько, что займет доминирующее положение в иерархии мотивов. 2. Другой способ усиления динамического потенциала связан с анализом возможных последствий (т.е. прогнозированием возможных результатов к каждой из альтернативных мотиваций). Например, если не встану к первой паре, то - высплюсь, но: вдруг проверка? вдруг потом провалюсь на экзамене - потеряю стипендию? и т.д. Проигрывание возможных ситуаций дает дополнительный побудительный потенциал, который может оказаться решающим в борьбе мотивов. 3. Следующий прием обращен к самой личности, чувству собственного достоинства. Человек как бы говорит себе: "Ну что я, тряпка что ли, что, я не могу?" Иногда это - обращение к чувству национальной или корпоративной гордости (например, мы - спецназ и т.д.). Одной из форм такого воздействия является требование к себе (самоприказ). Если словесный самоприказ осуществляется в условиях дефицита мотивации, если он имеет императивную форму, то воздействие оказывается достаточно эффективным. 4. Самовнушение как один из приемов является особенно эффективным в тех случаях, когда необходимо экстренное действие (например, в ситуации конфликта в транспорте: прежде, чем ответить на грубость грубостью - посчитай до десяти, произнеси: "Я спокоен, я спокоен..." и т.д. Обычно самовнушение осуществляется с помощью словесных формул, иногда - в состоянии измененного сознания (например, метод аутогенной тренировки и т.п.). 5. Самоубеждение - человек рационально анализирует ситуацию, взвешивает все "за" и "против", подбирает аргументы. В случае использования этого приема очень важно представить себе и сопоставить между собой возможные реакции на поступок человека референтных для него людей. Перечень разнообразных приемов можно было бы продолжать и продолжать. Однако уже из рассмотренных примеров ясно, что само существование таких приемов делает возможным обучение человека волевой регуляции. Воспитание воли состоит в создании прочной системы ценностей. Формирование приемов волевой регуляции путем обучения приводит к возможности воздействия на собственную мотивацию. Борьба мотивов, типичная для волевых процессов, имеет место, когда мотивации разных уровней сопоставимы по интенсивности. Если побеждает мотивация более высокого уровня, поступок считается волевым, в противном случае - безвольным. Следовательно, психологическое содержание мотивационного аспекта волевой регуляции деятельности состоит в произвольном вмешательстве субъекта в свою мотивацию с тем, чтобы, опираясь на ценности, составляющие ядро духовности личности, преодолеть побуждения более низкого уровня - совершить волевой поступок. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществ­ляется в нескольких направлениях. 1. пре­образование непроизвольных психических процессов в произвольные, 2. обретение человеком контроля над своим поведением, 3. выработка волевых качеств личности. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо заня­тием, например у детей с художественными или музыкальными задатками. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие прило­жения значительных волевых усилий в течение достаточно дли­тельного времени. Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет проблем с волевой регуляцией деятельности. Воля формируется в игровой деятельности: Ø Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регу­ляции действий. Ø Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Ø Коллектив­ные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу­ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив. Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Формирование волевых характерис­тик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной, трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь само­воспитанием. Приемы самовоспитания. 1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препят­ствия. 2. Чрезвычайно опасны любые са­мооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя. 3. Трудности и препятствия необ­ходимо преодолевать. 4. Принятое однажды решение все­гда должно быть исполнено до конца. 5. Отдельную цель необходимо дро­бить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых со­здает условия для приближения к ко­нечной цели. 6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни. 7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за­нятиях физической культурой — тре­нировка не только мышц, но и воли. 8. И, пожалуй, самое главное в вос­питании воли — это самовнушение. Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.   Литература: 1. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. М., Педагогика, 1983. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Психология человека. М., 2003. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер, 2001. 4. Немов Р.С. Психология. Т.1., М., Владос, 1998.     Возрастные особенности эмоциональной сферы детей. Нарушение эмоциональной сферы в детском возрасте. Физиологические процессы, лежащие в основе Э, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, Э имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Э могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникают в организме. В корковом механизме различных Э большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными Э, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными Э, с чувством неприятности, тоски, безысходности… В первые часы жизни у ребенка базис гнева, обиды. В конце второго месяца у ребенка формируются такие Э, как радость, страх. К концу первого года – удивление, возмущение. Под влиянием родителей, Э приобретают какой-либо характер. В формировании характера также играет роль генетическая предрасположенность. Э: в результате общения матери и ребенка; необходимость коммуникативного взаимодействия между взрослым и ребенком У человека есть способность застревать в каких-либо Э (чаще у детей), э-ная память очень устойчива. Э-ная сфера закладывается еще внутриутробно. Очень важна желанность ребенка родителями. Колебания мамы насчет плода ведут к нарушению э-ой сферы ребенка. В младшем возрасте (от рождения до года) возникают факторы риска. Выделяют объективные и субъективные факторы риска. 1) объективные, средовые: а) семейные б) связанные с детскими учреждениями 2) суб-ные (связанны с личн-ми и инд-ными особенностями ребенка, а также с особенностями НС). Нарушения э-ной сферы у ребенка: Э-ая холодность, т.е. недостаточное развитие Э.; Чрезмерное застревание на каких-либо Э. Особый ребенок Существуют 4 группы нарушений: Аутичные дети. Замкнутость, частичный аутизм, полный уход в себя. А) Полная отрешенность Б) Отвержение внешней среды, наличие страхов, стереотипов В) Отвлеченный интерес и фантазии Г) Сверхтормознутость. Ребенок отказывается общаться, у него наблюдается высокий уровень тревожности, многочисленные страхи, часто наличие патологии зрения, речи, моторной неловкости. Тревожные дети. А) Тревожность по поводу предметов, действий, деятельности. Если что-то не так, эти дети суетливы, совершают много лишних действий. Б) Тревожность по поводу отношений с другими людьми. Такие дети имеют много стереотипов. Чтобы их «приняли» могут пойти на правонарушения. Агрессивные дети. Агрессия: Символическая (надпись, рисунки), Вербальная, Физическая (ударил, толкнул и т.д.) По направленности агрессия делится на аутоагрессию, по отношению к другим людям, по отношению к предметам. Гиперактивность. Это медицинский диагноз, который ставится врачом. Гиперактивность имеет пики (2года,3,6-7 лет). Существуют два варианта гиперактивноти: А) Импульсивность, сверхподвижность.Б) Дефицит внимания. Причины гиперактивности неизвестны и не изучены. Причиной может являться генетическая предрасположенность, родовая травма, социально-бытовые причины.
  1. сопровождающие любые собственные э-и и э-и, которые испытывают окружающие.
Направления работы на групповых занятиях: Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование э-ональной децентрации и произвольной регуляции поведения. Арт-терапевтическая методика «Карта э-й» Проблема развития э-й и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. коррекция таких качеств, как агрессия, тревога, сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, плаксивость, злобность, завистливость, упрямство, жестокость. Для этого был составлен комплекс занятий развития э-онально-волевой сферы старших дошкольников, основная цель которого: развитие произвольной регуляции э-ональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
  • познакомить детей с э-ями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • научить детей: различать э-и по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное э-ональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного э-онального состояния в противоположное;
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
В результате проведенной работы у детей:
  • э-и детей приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные э-и:
  • появляется постоянная дружба со сверстниками;
  • развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
  • ребенок усваивает “язык” э-й для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
  • э-ональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
  • наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных э-й через рисунок).