Проблемно-деловая игра по теме «Проектное задание»

Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью раз­работать проектное задание.

Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступ­ления группы.

Последовательность выполнения работы: деловая игра выполня­ется студентами в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.

Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:

1) цель работы;

2) содержание работы;

3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;

4) вывод по выполненной работе.

Методические указания

Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую си­туацию.

Машиностроительный холдинг стал испытывать сложности с управлением в организации в связи с усиливающейся конкурентной борьбой. Для расширения и модернизации производства требова­лись существенные дополнительные финансовые ресурсы. Решение проблем развития и модернизации за счет привлечения кредитов либо сторонних инвесторов осложнялось потребностью в долго­срочном инвестировании, что было связано с высокой ценой необ­ходимого для развития оборудования. В случае решения проблемы долгосрочного инвестирования имелась возможность приобретения оборудования в лизинг.

Для составления заключения по предлагаемой форме необходи­мо выполнить следующие рекомендации: вы находитесь в позиции организации-заказчика, подготавливающей проектное задание для организации-разработчика, и еще не знаете, кто будет разработчи­ком проекта.


В проектном задании вы должны отразить следующие моменты:

1) ввести разработчика в интересующую вас проблему; это значит, что надо сформулировать проблему, обосновать возможности ее реше­ния (хотя бы частично), показать необходимость (или целесообраз­ность) разработки проекта (проблема — общеизвестная потребность в изменении действительности за рамками организации-заказчика);

2) сформулировать цель проекта (цель — указание общего ха­рактера на тот качественный результат, который должен быть дос­тигнут при реализации проекта);

3) определить конкретные задачи, которые должны быть реше­ны в ходе выполнения проекта (задачи — конкретизированные, по возможности в количественных показателях, результаты выполне­ния проекта);

4) установить рамочные условия (ограничения) для разработчи­ков проекта (ограничения могут быть юридического, кадрового, ор­ганизационного, финансового, методологического, имиджного и ино­го характера);

5) особые требования к исполнителю проекта (по желанию раз­работчика).

При составлении итогового заключения необходимо:

• провести анализ фактического состояния дел, по возможно­сти точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло такое со­стояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков;

• в максимальной степени проявить свое знание реального по­ложения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.

Логические задачи и контрольные вопросы

1. Назовите «внутренние продукты» и ключевые компетенции под­разделений холдинга, которые могли бы быть реализованы на внеш­них рынках.

2. Проведите анализ системы оплаты труда и разработайте сис­тему мотивации сотрудников холдинга.

3. Предложите кадровые перестановки, в том числе по привле­чению новых квалифицированных сотрудников.

4. Проведите организационную и функциональную диагностику структуры холдинга.

Практическая работа № 2

Проблемно-деловая игра по теме «Экспертиза» [2]

Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью вы­явления недостатков.


Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступ­ления группы.

Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, по­ставленных в содержании работы.

Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:

1) цель работы;

2) содержание работы;

3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;

4) вывод по выполненной работе.

Методические указания

Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую си­туацию.

Крупная машиностроительная компания стала испытывать слож­ности со сбытом продукции. Производственное подразделение ко м-пании — машиностроительный завод, бывший отраслевой лидер — был рассчитан на массовый конвейерный выпуск продукции. С паде­нием платежеспособного спроса на его продукцию завод стал быстро терять рентабельность, а вся компания — коммерческую эффектив­ность. Доля рынка организации сократилась в 3,5 раза. Руководство компании обратилось к консультантам.

Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации:

1) дать краткую характеристику предприятия;

2) проанализировать сферы и направления работы, в которых об­наружены недостатки;

3) выявить и сформулировать общие (системные) недостатки в организации деятельности машиностроительного завода в целом;

4) охарактеризовать основные внешние факторы, препятствующие улучшению работы завода;

5) дать характеристики некоторых лиц, занимающих ответствен­ные должности в администрации машиностроительного завода и от­рицательно влияющих на состояние дел;

6) привести пример слабых управленческих решений, плохой ор­ганизации, объяснив этим примером конкретные негативные резуль­таты работы.

При составлении заключения необходимо:

• провести анализ фактического состояния дел, по возможно­сти точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло


такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков; • в максимальной степени проявить свое знание реального по­ложения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте состояние производственных мощностей за­вода, служб НИОКР, системы управления предприятием, системы взаимоотношений и экономикой компании.

2. Потеряна ли связь конструкторско-технологической службы с потребителем предприятия?

3. Концентрирует ли предприятие свои усилия на «сопровожде­нии текущего производства», в то время как ближайшие конкуренты предложили на рынок новые модели продукции?

4. Необходимо ли изменить ассортиментную политику предпри­ятия с тем, чтобы направить ее на удовлетворение нужд потребителей?

5. Какие маркетинговые методы исследования рынка необходимо использовать для решения проблем машиностроительного завода?

6. Необходимо ли предложить консультантам провести мероприя­тия по реструктуризации служб НИОКР завода и привлечению на работу высококвалифицированных специалистов из конкурирующих организаций?

7. Какие результаты будут получены при внедрении рекоменда­ций консультантов в практическую деятельность машиностроитель­ного завода?