Инновационные семинары
Инновационный семинар представляет собой особую форму организации совместной деятельности людей по решению сложных, размытых проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. Консультант, использующий в своей работе инновационный семинар, выступает одновременно в нескольких поз циях: исследователя (диагноста), эксперта в области управлени организации, поведенческих наук, а возможно, и в области фина сов, экономики и права, методолога и методиста, системщика, рук водителя и организатора семинара, а также предпринимателя-пр-тика, поскольку он зарабатывает себе на хлеб профессиональн]
консультированием. Когда работает группа консультантов, а в крупных консультационных проектах это всегда так, появляется возможность специализации отдельных консультантов. Самое главное йри этом — сохранять дженералистский (общий) подход всей команды консультантов.
Рассмотрим основные особенности инновационных семинаров как формы групповой деятельности по решению проблем.
1. Рабочим процессом в инновационном семинаре всегда явля
ется процесс стратегического решения проблем. Для его организации
используются разнообразные средства: системный анализ, инноваци
онный метод, технология группового решения проблем, различные
техники мышления и т.д.
В течение нескольких дней участники работы вместе с консультантами делают шаг за шагом ко все более глубокому пониманию природы возникшей кризисной или проблемной ситуации, содержания и глубинных затруднений и проблем, к поиску и конструированию средств выхода из этих ситуаций, снятия или разрешения проблем уже в ходе семинара.
Консультант, организующий работу, исходит из теоретико-методологических предпосылок и моделей, позволяющих получить на выходе позитивные практические изменения в ситуации, например, таких как методологическая модель «субъект — матрица», принципы репрезентационного моделирования, модель саморазвивающейся системы и некоторые другие. Содержательную работу ведут представители организации-заказчика, поскольку именно они будут в дальнейшем носителями и идеологами практических преобразований в организации.
2. Если раньше в качестве инструментальных средств решения
различного рода проблем использовались достаточно жесткие техно
логии организации групповой работы и участники работали, строго
следуя процедурам, техникам и операциям, внося в соответствую
щие «матрицы» индивидуальное и групповое содержание, то в по
следние пять-шесть лет эти технологии служат лишь некоторым ме
тодологическим и методическим ориентиром, «размытыми матри
цами», которые все чаще модифицируются участниками и консуль
тантами с учетом нового уровня неопределенности ситуации, нового
и иного уровня сложности проблем и изменившегося менталитета
участников работы.
«Размывание» методических модулей, использование их с другими целями, их видоизменение, дополнение и замена позволяют адекватнее ориентироваться в ситуации высокой неопределенности и решать сложные проблемы. Среди консультантов растет понимание того, что при работе с социальными системами применять социальные тех-
нологии часто бывает некорректно, поскольку они здесь имеют дело с живыми социальными организмами, работа с которыми вступила в посттехнологическую фазу, а ее главная особенность — ориентация на жизнетворчество.
Сегодня в инновационных семинарах используется богатейший методический арсенал и разнообразные формы работы. Иногда на семинарах в день меняется до 12 форм работы, причем преобладают общегрупповые, межгрупповые и групповые. Проводятся семинары, как правило, на выезде, режим работы интенсивный — до 12 ч и более в день. Разнообразие форм работы возрастает за счет все большего подключения интеллектуального и творческого потенциала участников.
3. Один из ключевых принципов организации работы на инновационных семинарах — принцип самопрограммирования. В соответствии с этим принципом работа семинара строится не на основе заранее и жестко заданной программы, а на основе построения каждого последующего шага с учетом и на основе результатов предыдущего. При таком подходе становится бессмысленным составление программ до семинара.
Реальные события на семинарах всегда развиваются иначе, чем это предусматривается программой, поскольку жизнь сложнее любых наших построений. Эти различия — интереснейший материал и предмет для размышлений над природой собственных способов программирования. Хотя многие консультанты в ходе семинаров и пытались «втиснуть» живые процессы и события в прокрустово ложе программ, неимоверно обедняя и искажая эти процессы. Традиционные концептуальные, методологические и методические средства все больше «гнулись и ломались» в реальных ситуациях семинаров, особенно когда дело касалось острых жизненных, производственных и управленческих проблем.
Постепенно пришло понимание, что программирование должно быть организовано как-то иначе. На семинарах довольно часто участники, поняв ситуацию, предлагают новые способы работы сами. И если при жестко программном подходе к организации семинара реакция консультантов на это была как на «непонимание», «нарушение», «посягательство» на святую функцию профессиональных ведущих, то постепенно такие предложения приобрели статус основного материала, средств и способов работы.
Программирование было перенесено из подготовительного этап в рабочую фазу семинара, изменился и субъект программирования. Теперь таким субъектом стала группа «участники + консультанты», а иногда и просто «участники». Осуществляя самопрограммирование участники быстрее выходят из отчужденного состояния, у них
появляется интерес, начинают работать глубинные энергии. Так была достигнута полная открытость этой формы работы для трансформаций и развития.
4. Успешность инновационных семинаров во многом определяется
способностью консультантов выявлять, активизировать и развивать
резервные возможности каждого участника и группы в процессе
решения проблем. Этим целям служат формы и методы интенси
фикации индивидуальной и групповой работы, выдвинутые и реа
лизованные Г. Лозановым, Г. Китайгородской и В. Петрусинским.
Для интенсификации работы участников семинара необходимо опи
раться одновременно на сознательную и подсознательную работу,
вводить сверхбольшие объемы информации, интенсифицировать груп
повую динамику и творческие процессы. Таким образом, средства
интенсификации инновационной деятельности становятся одновремен
но средствами выявления, активизации и развития резервных творче
ских возможностей участников.
В первой трети семинара всегда наступает момент кризиса, после которого участники как бы возвращаются в состояние первородной талантливости. В этом состоянии они начинают продуцировать такие идеи и события, которые невозможно получить ни одним из рациональных методов, даже самых изощренных. За счет внесения огромного опыта, таланта, идей участников события инновационных семинаров значительно обогащаются и усложняются. Чем более открытыми и яркими становятся участники, тем больше содержательных идей появляется в результате их работы. Консультант в этой ситуации стремится делать только то, чего пока не могут делать участники.
Значительные изменения в практике могут осуществиться лишь при условии изменений на уровне ценностей. Если представители организации хотят произвести какие-то существенные изменения в своей практике, они должны начать с пересмотра своих ценностей, верований и стереотипов.
Ключевые события на инновационных семинарах все чаще становятся результатом столкновения ценностных оснований утверждений и действий участников, постановки ими целей, видения будущего и т.д. Это связано с анализом и активизацией побудительных сил, движущих людьми, — интересов, приверженности, энергии и т.п. Резервные возможности участников работы раскрываются через раскрытие мировоззренческих моделей, ценностных структур, механизмов действия подсознания, что происходит в пограничных состояниях, которые возникают в результате интенсификации всех процессов.
5. Самопрограммирование и задействование резервных возмож
ностей всех участников инновационных семинаров привели к пере-
ходу работы на семинарах в режим порождения новых методических идей, соответствующих новым состояниям и требованиям участников, организаций, социокультурных систем в целом. Продуцирование методологических, методических и организационных идей в ходе семинара — это, конечно же, высший пилотаж в работе консультанта. Это тот ориентир, на который сегодня направляют свои профессиональные усилия наиболее продвинутые консультанты. Высшим достижением и успехом инновационного семинара становится ситуация, в которой начинают продуцировать методические идеи, другие средства и формы работы, сами участники. Это означает, что они не только поняли суть инновационной методологии и формы работы, но и освоили их до такой степени, что могут пользоваться ими самостоятельно. А это и есть главная перспективная цель всей работы: вооружить участников методами и формами работы, которые бы они использовали в своей практике для решения собственных проблем.
Обучить человека онтологическому синтезу (онтология — учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях) — значит научить его создавать такие реальности, которые были бы результатом адекватного проецирования образцов и программ на материал мира, в результате чего могли бы осуществляться эффективные действия. В данном случае обучение можно было бы считать эффективным.
Такое учебное взаимодействие (а это именно взаимодействие, а не воздействие) — становится органичной частью общей реальности для человека обучающего и человека обучаемого. Оно соответствует их намерениям, целям и соглашениям, строится как взаимообучение, в него вложены все силы и возможности сторон плюс нечто сверх этого. Оно насыщено силой, энергией и насыщает силой и энергией окружающих людей, дает наивысшие из всех возможных результаты и не ведет к растрате сил и энергии.
Общая задача обучения онтосинтезу распадается на три подзадачи по обучению:
• отбирать образцы и программы, которые позволяют порождать, синтезировать действительную реальность и действовать в ней адекватно и эффективно;
• осознанно трансформировать, модифицировать образцы и программы с целью порождения действительной реальности и адекватного эффективного действия.
• создавать новые образцы и программы, открывая этим перед человеком неограниченные возможности саморазвития и конструирования бесконечного количества миров.
Для решения этих задач создаются такие условия, которые стимулируют человека и позволяют ему осознанно воссоздавать или синте-
зировать те реальности, в которых он хочет эффективно действовать. Человек не только получает знания, не только обучается умениям и навыкам, профессиональной деятельности; в нем развивается способность синтезировать реальности и эффективные действия в этих реальностях. Это становится возможным при следующих условиях:
• восстановление способности впитывать мир «всеми порами души и тела»;
• обретение способности делать «лист ума и сознания» чистым, пустым;
• развитие психики до способности свободно избавляться от внутренних ограничений и сопротивления.
В результате человек оказывается способным освоить теорию, методологию и практику онтосинтеза на парадигмальном уровне, что и приводит к резкому повышению эффективности его обучения, его действий, продуктивности жизни в целом.
Описанная методология инновационного обучения активно используется в ходе инновационных семинаров.
Участникам стратегической работы для постановки целей предлагается модифицированный метод «анализа разрывов», представляющий собой систему координат, где по вертикали откладывается точка условной эффективности работы управленческой команды либо властной структуры, а по горизонтали — временной лаг в три — пять лет. Далее проводится анализ возможной динамики показателя эффективности в течение выбранного временного лага в трех вариантах.
Первый вариант: команда (организация) остается через определенный промежуток времени на том же уровне эффективности (точка А) за счет совершенствования того, что уже есть. Реально же такая стратегия — стратегия сохранения достигнутого уровня, или стратегия совершенствования, ведет к снижению уровня эффективности (точка А') в силу объективных обстоятельств (различного рода риски, неучтенные факторы, новые нормативные акты, форс-мажор и т.п.). Вероятность достижения точки А*' (значительное повышение уровня) есть, но она ничтожно мала. При этой стратегии весьма вероятна ситуация достижения точки А*, что опасно для существования структуры в целом.
Второй вариант: Поскольку у каждой команды есть некоторое представление о развитии, на заданный временной промежуток времени намечен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности ее работы (точка В). Однако в силу перечисленных для первого варианта обстоятельств наиболее реально достижение меньшей эффективности (точка В*), что обычно приводит к неудовлетворенности и разочарованию. Кроме того, через некоторый промежуток времени представления о возможностях повышении
эффективности у тех, кто ведет стратегическую работу, значительно меняются.
Таким образом, этот подход, а именно стратегия развития, как и стратегия совершенствования, строится на идеологии планирования от достигнутого и ориентирован на ограничения и препятствия, определяющие возможности достигнутого уровня эффективности управления.
Третий вариант: командой выдвигается суперцель С, недостижимая с точки зрения сегодняшних возможностей и ограничений. Команде предлагается поработать в «разрыве» между зонами С и В, ориентируясь не на ограничения и не на достигнутый уровень, а на принципиально новые возможности. Реально может быть достигнута некоторая точка С\ находящаяся ниже точки С, и соответствующая известному высказыванию: «Стремясь к невозможному достигаешь максимума». Эта точка и будет знаменовать прорыв команды (организации, структуры) на новый уровень эффективности, недостижимый другими способами. Это — стратегия прорыва, или стратегия трансформации.
Работа над содержанием суперцели проводится в групповой форме. Создается несколько рабочих групп и делаются попытки сформулировать суперцель для всей команды исходя из максимально возможных притязаний и перспективных потребностей членов этих групп. Затем полученные суперцели обсуждаются в дискуссионной форме всеми участниками работы. При этом особый акцент делается на способах и методах выработки суперцели. Определяется, шла ли группа от достигнутого или ориентировалась на цель, требующую поиска, изобретения действительно новых возможностей и идей для преодоления «разрыва» между зонами В и С.
Далее из представителей рабочих групп создается группа синте-! за, которая сводит все суперцели в* единую. На практике для получения работающей суперцели иногда приходится делать до пяти-шести таких итераций. Полученная в результате суперцель выполняет следующие функции:
• стратегически ориентирует и интегрирует усилия членов управленческой команды на ее достижение;
• стимулирует творческий поиск новых возможностей и транс-, формацию менталитета участников работы;
• мотивирует членов управленческой команды и персонала opra»j низации;
• стимулирует разработку стратегических программ и стратеги-; ческую работу в организации в целом;
• выводит организацию на новый, гораздо более высокий уровень эффективности и жизнеспособности.
Единица стратегической программы достижения суперцели — проект. Как видно из описанных идей, методология стратегической работы содержит в себе достаточно мощные средства собственного саморазвития.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные показатели качества консультационной услуги?
2. Дайте оценку качества консультационной услуги.
3. В чем особенности качества консультационной услуги?
4. Опишите инновационные процессы в управленческом консультировании.
5. Охарактеризуйте вопросник качества консультационной услуги в сфере юриспруденции.
6. В чем цель проведения инновационных семинаров?
X Управленческое консультирование