Выявление необходимых фактических данных

Факты строительные блоки любой консультационной рабо­ты. Значительное количество фактов требуется, чтобы получить яс­ную картину, точно определить проблему и связать свои предложе­ния с действительностью. Факты нужны и для решения творческих проблем, когда нужно разрабатывать нечто совершенно новое, ис­пользуя большую долю воображения и творческого мышления. Сбор (| >актов может быть самой трудоемкой и болезненной стадией работы консультанта, однако другого выбора нет. Характер собираемых фак­тов зависит от области деятельности, определения проблемы и цели задания. Факты должны позволять изучать процессы, отношения, причины и взаимосвязи, обращать особое внимание на потенциаль­ные возможности и пути их использования.

Сбор данных следует подготавливать, тщательно определяя, ка­кие факты необходимы. Консультанты применяют принцип изби­рательности: они понимают, что количество фактической инфор­мации в любой организации практически неограниченно, но ее избыточный объем легко становится неуправляемым и не может быть полностью использован при выполнении задания. Однако не стоит слишком ограничивать себя в определении фактов и их источников. Факты, на основании которых может быть получена мажная информация о причинах, следствиях или взаимосвязях, часто могут быть обнаружены в неожиданных местах.

Определяя объем данных, консультант по вопросам управления должен помнить, что цель диагноза — не научное исследование, а мобилизация действий по решению проблемы, которые позволят усовершенствовать функционирование организации. Какие факты требуются для диагностики, необходимо определять в тесном контак­те с клиентом, особенно с теми членами его организации, которые знают, какая ведется документация, насколько она надежна, какие есть дополнительные источники. При этом определяют содержание данных, степень их детализации, период времени, уровень охвата, критерии классификации и табулирования, описанные ниже. В слож­ном случае необходимо следовать определенной логике, например убеждаться, что каждый этап (выявление информации по маркетингу и сбыту) обеспечивает информацию для следующего (данные о про­изводстве) и т.д. Это должно отражаться в рабочем плане.


При планировании сбора данных также нужно решить, для ка ких аспектов проблемы и взаимосвязей не требуется детальная ин­формация.

Типы данных могут иметь различное значение по содержа­нию в разных организациях. Консультант уточняет единицы изме­рения, например количество изделий, их вес или объем, и устанавливает пределы точности, например до ближайшей сотни или до последней единицы. Точность зависит от цели, которой будут служить эти данные.

Степень детализации при сборе фактических данных для основ­ной диагностики обычно выше, чем при предварительной диагно­стике, когда можно пользоваться сводными цифрами. Чем больше детализированы факты, тем больше времени требуется для их сбора. Данные могут собираться в несколько этапов, пока у консультанта не возникнет достаточно подробная картина существующего поло­жения дел, позволяющая предложить пути их улучшения.

Консультант должен решить, собрать ли всю информацию (по всем продуктам, сотрудникам, подразделениям и процессам) или ее отдельные элементы. Как правило, выбирается несколько жизненно важных пунктов, которые связаны с текущей хозяйственной дея­тельностью или могут стать чрезвычайно нужными в будущем.

Подготовительная работа для сбора фактов включает принятие решений по обработке и табулированию данных с учетом их конеч- I ного использования. Возможны следующие типичные группировки: |

по событиям — время, частота, скорость, тенденции, причины^ следствия;

по людям — возраст, пол, национальность, семейное положение, \ род занятий, квалификация, трудовой стаж, заработок;

по продукции и материалам — размер, стоимость, технические характеристики, источник;

по ресурсам, затратам, доходам и процедурам — показатель] производственной активности, местонахождение, центр управ­ления, географическое распределение, использование обору­дования.

Особую роль в диагностической работе играют источники полу­чения фактических данных. Консультант может получать фактиче­ские данные из трех источников: записи; текущие события и усло­вия; память. Они могут быть как внутренними (в пределах данной организации), так и внешними (официальные публикации, статисти­ческие отчеты, статьи, мнения людей вне организации).

Записи — это факты, хранимые в форме, пригодной для считы­вания или преобразования, в том числе: документы (файлы, отчеты, публикации), компьютерные файлы, фильмы, микрофильмы, маг­нитные ленты, рисунки, фотографии, графики и т.д. Факты из за-


писей выявляются путем поиска и изучения. Записи представляют собой обширный источник информации, и какие-то из них обяза­тельно изучаются при выполнении любого консультативного зада­ния. Консультанты предпочитают использовать уже отраженную в шписях информацию, прежде чем начать искать другие пути полу­чения данных.

Текущие события и условия — это поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства.

Память — вся информация, хранящаяся в памяти людей, кото­рые работают в организации-клиенте, связаны с ней или просто могут дать информацию, полезную для консультанта (например, для сравнения). Эта «энциклопедия знаний» охватывает бесспорные доказанные факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, преду­беждения и догадки. Мозг человека хранит все эти данные в виде слов, цифр и картин, которые консультант не может видеть, но может воспроизводить с помощью опроса людей, специальных от­четов и т.д.

Методы получения фактических данных для диагностики доста­точно разнообразны. В настоящем пособии мы охарактеризуем не­которые из них. Наблюдение — метод, используемый для получения информации, которая трудно поддается записи. Консультант при­сутствует на проводимых мероприятиях, например, при инструктаже руководителем своих подчиненных или при выполнении рабочим своего задания, и с помощью собственных зрения и слуха следит за ходом событий, чтобы позднее суметь предложить, как это все сде­лать лучше. При консультировании по процессам наблюдение за собраниями сотрудников позволяет выявлять групповые процессы и формы поведения, связанные с данной проблемой.

Консультант обычно получает с помощью наблюдения следую­щую информацию: схема размещения фабрики, складских помеще­ний и контор; поток операций, материалов и людей; методы рабо­ты; трудовая дисциплина и темп работы; условия работы (шум, ос­вещение, температура, вентиляция, порядок и чистота); отношения и поведение руководителей старшего и среднего звена, контроле­ров, специалистов и рабочих; межличностные и межгрупповые от­ношения.

Если задание касается в первую очередь человеческих проблем и отношений между отдельными лицами и группами, консультанту, возможно, придется глубоко изучить отношения и поведение пер­сонала в организации-клиенте, чтобы накопить достаточное коли­чество необходимой информации.

При консультировании по вопросам управления широко исполь­зуются специально составленные вопросники (если нужно собрать только простые факты). Они позволяют получить ограниченное ко-


личество фактов непосредственно от большого числа лип (например, при исследовании рынка) или от людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга (например, при изучении причин отказов в работе оборудования среди пользователей по всему региону).

Прежде чем составить вопросник, консультант точно должен определить, какая информация ему требуется, как он будет ее ис­пользовать и как будут классифицироваться и обобщаться ответы. Затем формулируются простые, точные вопросы, свободные от дву­смысленности. По возможности желательно получать ответы «да» и «нет» или цифры. Если требуются длинные ответы, полезно прило­жить список возможных ответов и попросить отметить правильный, вопросы следует располагать в логическом порядке, чтобы каждый ответ вел к следующему. Желательно группировать вопросы и стро­ить вопросник таким образом, чтобы облегчить обобщение и табу­лирование ответов, особенно если для записи используются меха­нические и электронные сортировщики и табуляторы.

При консультировании по вопросам управления наиболее рас­пространенным методом сбора данных вместе с поиском данных служит беседа. Одним из преимуществ опроса во время беседы по сравнению с использованием вопросников является то, что каждый ответ может быть проверен и обработан. Вопросы дополняют друг друга, подтверждая, исправляя или опровергая предыдущие ответы. Они часто раскрывают побочные факты, открывают неожиданные взаимосвязи, влияния и ограничения. Беседой можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемых результатов, можно по­пробовать другую.

При планировании беседы консультант определяет, какие факты он хочет получить, от кого, когда, где и как. Определяя, какие факты ему необходимы, консультант принимает во внимание, что может знать опрашиваемый. Говорить надо с тем, кто связан с рассматри­ваемым видом деятельности.

Информация, полученная во время беседы, имеет больше смысла, если поступает в логическом порядке. Беседы должны проходить так, чтобы каждая последующая информация вытекала из предыдущей.

При выборе места встречи для беседы учитываются следующие факторы: близость к месту работы, удобство для опрашиваемого, отсутствие шума и помех. Обычно люди чувствуют себя свободнее и более общительны в собственной среде. Они также располагают там всей нужной информацией.

Приведем несколько рекомендаций, как вести беседу.

1. До начала беседы консультант подготавливает список вопросов, которые могут выявить требуемые факты. Он будет служить руково­дством и гарантией того, что беседа охватит все необходимые момен­ты, но не помешает рассмотреть другие связанные с ними темы.


2. В начале беседы консульташ более подробно обьш hmi i е< цель.
Опрашиваемого просят помочь решить проблему, предлагаю! ГОВО
рить свободно. Задаваемые во время беседы вопросы должны вести

i получению требуемой информации, тем не менее они должны по-i иол ять опрашиваемому следовать собственному ходу мыслей. Тща-гельная запись получаемой информации и предложений (с разгра­ничением фактов и мнений) гарантирует, что консультант ничего не забудет, и показывает также, что выражаемые мнения воспри­нимаются серьезно.

3. После беседы консультант перечитывает записи, намечает пунк-
гы, которые следует проверить, и переводит надежную информа­
цию в систематизированный архив данных по заданию. В некоторых
случаях полезно послать опрашиваемому лицу отпечатанное резюме
для сверки. Полученная информация позволяет подготовить вопросы
для других бесед, например с целью перепроверки.

Еще одна возможность сбора данных для диагностирования — организация консультантом специальной встречи, целью которой бу­дет получение информации по рассматриваемой проблеме. На таких мстречах не должно присутствовать слишком много людей, в про­тивном случае некоторые из них могут не пожелать делиться ин­формацией.

При сборее места встречи для беседы учитываются следующие факторы: близость к месту работы, удобство для опрашиваемого, отсутствие шума и помех. Обычно люди чувствуют себя свободнее и более общительны в собственной среде. Они также располагают там всей нужной информацией.

Приведем несколько рекомендаций, как вести беседу.

1. До начала беседы консультант подготавливает список вопросов, которые могут выявить требуемые факты. Он будет служить руково­дством и гарантией того, что беседа охватит все необходимые момен­ты, но не помешает рассмотреть другие связанные с ними темы.


2. В начале беседы консульташ более подробно обьш hmi i е< цель.
Опрашиваемого просят помочь решить проблему, предлагаю! ГОВО
рить свободно. Задаваемые во время беседы вопросы должны вести

i получению требуемой информации, тем не менее они должны по-i иол ять опрашиваемому следовать собственному ходу мыслей. Тща-гельная запись получаемой информации и предложений (с разгра­ничением фактов и мнений) гарантирует, что консультант ничего не забудет, и показывает также, что выражаемые мнения воспри­нимаются серьезно.

3. После беседы консультант перечитывает записи, намечает пунк-
гы, которые следует проверить, и переводит надежную информа­
цию в систематизированный архив данных по заданию. В некоторых
случаях полезно послать опрашиваемому лицу отпечатанное резюме
для сверки. Полученная информация позволяет подготовить вопросы
для других бесед, например с целью перепроверки.

Еще одна возможность сбора данных для диагностирования — организация консультантом специальной встречи, целью которой бу­дет получение информации по рассматриваемой проблеме. На таких мстречах не должно присутствовать слишком много людей, в про­тивном случае некоторые из них могут не пожелать делиться ин­формацией.

При сборе информации консультантов интересуют не только фак­тические данные, но и отношения людей в организации-клиенте, ко­торые играют определенную роль в большинстве консультативных заданий. Консультант внимательно изучает их поведение при наблю­дении за операциями и процессами, во время бесед и любых других контактов с клиентом и его сотрудниками.

Консультанты могут использовать еще один метод сбора инфор­мации — оценку, которая является временным (промежуточным) средством и никогда полностью не заменяет установленных данных. Ее стоит принимать во внимание, только если нет доказанных фак­тов или по какой-либо причине их трудно получить. Оценки делают лучше всего сами исполнители, обладающие информацией «из пер­вых рук», которые с большой готовностью примут предложения, основанные на данных, представленных ими же. Оценки следует по­лучать более чем от одного источника и перепроверять их. Консуль­тант может принять оценки клиента относительно следующего:

• фактов, знакомых клиенту;

• аспектов, касающихся текущей ситуации, которые не нужда­ются в большой точности;

• случаев, когда требуется показать, целесообразно ли продолжать дальнейшие наблюдения;


• ситуаций когда нужно убедиться, что выгоды от усовершенст­вования работы заслуживают проведения более точных изме­рений;

• случая, когда оценку можно проверить.