Сущность и виды управленческого консультирования
Попытаемся дать определение управленческого консультирования (консалтинга) в самом широком смысле этого слова.
Консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем Клиента. Основная его цель заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в Целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Управленческое консультирование — это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (одним или несколькими консультантами), чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем [3].
Специалисты практикуют разные подходы к определению кон-сультирования. Например, Фриц Стееле под процессом консульти-
рования понимает «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [5].
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру, управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить и проанализировать управленческие проблемы, дают рекомендации по их решению и содействуют при необходимости выполнению решений [5].
Можно ли считать два эти подхода взаимодополняющими?
Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации». Такого же определения придерживается Американская ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).
В нашей стране управленческое консультирование раньше называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг — понятие рыночной экономики, следовательно, он отличается от научно-внедренческой деятельности так же, как рыночная экономика' отличается от планово-централизованной.
В начале 1980-х гг. в формулировках управленческого консуль-' тирования (табл. 1.2) содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консультационных услуг, но по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности.
В большинстве определений, приведенных в табл. 1.2, выделяется] профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик консультационной деятельности. Определения 5 и 10 указывают на независимость консультантов и групп консультантов, а это еще раз свидетельствует об их профессионализме.
Анализ представленных определений не дает оснований взять какое-либо из них за образец, поскольку каждое фиксирует лишь! определенную сторону консультационной деятельности. Поэтому сим-; биоз формулировок консультационной деятельности как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение.
Таблица 1.2 Определение понятия «управленческое консультирование» [47]
Определение понятия УК | Источник |
{консалтинга) | |
2 | |
Высококвалифицированная помощь руково- | Чакыров К. Управленческое |
дителям, направленная на повышение рабо- | консультирование — органи- |
ты организаций, которая оказывается неза- | зация процесса. — София, |
висимыми (не входящими в состав организа- | 1986. |
ции) экспертами, специализировавшимися в | |
определенной области | |
Разновидность экспертной помощи руково- | Рапопорт В.Ш. Диагностика |
дителям организации в деле решения задач | управления (практический |
перестройки управления в изменяющихся | опыт и рекомендации). — |
ннешних и внутренних условиях | М.: Экономика, 1988. |
Деятельность и профессия; содержанием УК | Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., |
является помощь руководителям в решении | Лейманн Я.А. Управленческое |
их проблем и во внедрении достижений нау- | консультирование: теория и |
ки и передового опыта. | практика. — М.: Экономика, |
1988. | |
Определенным образом организованный | Основные положения програм- |
процесс взаимодействия между консультан- | мы (материалы к Ученому со- |
том и персоналом предприятия (организа- | вету МЭ и ОПП СО АН СССР |
ции), результатом которого является осуще- | от 13 января 1988 г.). — Но- |
ствленное на нем организационное измене- | восибирск, 1988. |
ние или проект его внедрения | |
Услуги, оказываемые независимыми и про- | Прокопенко И. Управленче- |
фессионально подготовленными специали- | ское консультирование как |
стами (консультантом или их группой) с це- | услуга // Проблемы теории |
п»ю помочь руководителю организации в ди- | управления. — М., 1988. |
агностике, анализе и практическом решении | |
управленческих и производственных проблемах | |
Услуга, оказываемая консультантом с целью | Комаров В.Ф. Программа ра- |
помочь предприятию в диагностике, анализе | бот лаборатории управленче- |
и практическом решении проблем | ского консультирования. — |
Новосибирск, 1988 | |
Эффективная форма рационализации управ- | Елмашев O.K. Управленче- |
ления производством на основе использова- | ское консультирование: Во- |
ния науки и передового опыта | просы теории и практики. — |
Ижевск: Удмуртия, 1989. | |
Профессиональная помощь со стороны спе- | Посадский А.П., Хайниш С.В. |
циалистов по управлению хозяйственным | Консультационные услуги в |
руководителям и управленческому персоналу | России. — М.: Финстатин- |
различных организаций (клиенту) в решении | форм, 1995. |
проблем и функционировании их развития, | |
осуществляемая в форме советов, рекомен- | |
даций и совместно вырабатываемых с клиен- | |
ом решений |
Окончание табл. 1.2
Обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы | Консалтинг в Украине. — Киев: Ассоциация «Укрконсал-тинг», 1996. |
Сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента | Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает // Рынок ; капитала. — 1998. — № 23-24. |
Менеджмент-консалтинг — это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.
return false">ссылка скрытаУправленческие консультанты являются сторонними для предприятия-клиента специалистами, докторами-диагностами, которые определяют проблему, возникшую в фирме, и находят ее оптимальное решение. Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные особенности консультантов [3,5].
1. Помогая руководящим работникам в самых различных ситуациях, консультанты приобретают навыки определения общих тенденций и распознавания конкретных причин проблем. Профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они являются связующим звеном между теорией и практикой управления.
2. Консультанты не только диагностируют проблему, но и дают советы. Подчеркнем: именно советы, а не обязательные предписания. Это означает, что консультанты являются только советниками. Они не обладают полномочиями принимать решения об изменениях; в работе фирмы и претворять их в жизнь, а лишь отвечают за качество и эффективность совета. Всю ответственность за результаты применения этого совета несет клиент.
3. Консультирование должно быть независимым. Специалист-консультант оценивает проблему, предлагает объективные рекомендации относительно ее решения, не задумываясь о том, как это может повлиять на его собственные интересы.
Анализ, работы отечественных и зарубежных консультантов показывает, что в их деятельности преобладает консалтинг двух видов: нормативный — консультирование по юридическим проблемам,бухучету, внешнеэкономической деятельности,налогообложению, приватизации, аудиту; развивающий — перевод предприятия из текущего состояния вжелаемое, при этом предполагаются диагностика предприятия, разработка программ выхода из тупиковых ситуаций, реорганизация системы управления, выработка маркетинговой политики ит.д.
Предложенная типология управленческого консультирования значительно расширяет список типов консультационной деятельности:
• консультирование проекта — консультант сам анализирует, ставит диагноз, разрабатывает и предлагает проект решения проблемы;
• консультирование процесса — консультант организует групповую работу сотрудников клиентской организации для поиска нужного решения проблемы, используя активные методы обучения (АМО); он может также принимать участие в разработке рекомендаций;
• консультирование через рефлексию — консультант, проведя анализ и поставив диагноз «болезни» предприятия, предоставляет руководителю картину его собственной деятельности, затем, используя специальные приемы, помогает руководителю как бы выйти за пределы этой деятельности и наблюдать за ней со стороны (это позволяет увидеть и осознать собственные ошибки, а значит, и скорректировать их с учетом увиденного);
• консультирование путем взаимообучения — консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками идостижениями между руководителями (Всесоюзный клуб директоров, Международная ассоциация руководителей предприятий, АРИСИМ и прочие ассоциации и общественные организации);
• учебное консультирование — консультант в аудиторной обстановке демонстрирует специалистам-управленцам проработанные пути и способы решения различных нетривиальных задач (он может проводить дополнительные учебные занятия);
• экспертное консультирование — в качестве консультантов выступают узкие специалисты (юристы, социологи и т.п.), а клиент предоставляет им информацию, контролирует их деятельность, усваивает рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут при-Менятьсякомбинации всех перечисленных видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.
Работа консультанта начинается с того, что какое-то условие признается неудовлетворительным и имеется возможность его ис-править, а заканчивается она, когда в этом условии произошло изменение, которое можно рассматривать как улучшение. Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финан- ] совые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования консультантов, хотя «улучшение руководства» и «эффективность работы организа- J ции» являются относительными понятиями, и их точное значение следует определять в контексте каждой конкретной организации и конкретного консультационного проекта.
Консультанты строят свою деятельность на определенных принципах, которые следует учитывать, консультируя организацию:
1) научность — недопустимо осуществлять процесс консультирования, опираясь только на опыт, который далеко не всегда соответствует положениям управленческой науки и теории УК; консультант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом, а результаты консультирования сами покажут научную истинность или ложность его рекомендаций;
2) гибкость — многообразие инструментов УК, осуществление постоянного мониторинга позволяют быстро менять схему консультирования, обусловливают широкий диапазон применения УК в различных системах управления и в разнообразных конкретных ситуациях;
3) прогрессивность — означает динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением содержания и форм хозяйственной деятельности и изменением правовых норм, требующих перманентного развития и совершенствования теории и практики УК;
4) преемственность — постоянно развиваясь и совершенствуясь, УК сохраняет наиболее эффективные приемы и методы консультантов разных поколений и вносит новации, вырастающие на почве нового опыта и традиций;
5) сохранение системы — воздействие консультанта на клиентную организацию в процессе консультирования до этапа освоения результатов УК не должно нарушать качественных параметров и режима функционирования организации;
6) изменение системы — реализация результатов УК в клиентной организации на этапе освоения результатов консультирования долж- I на значительно изменить ее качественные параметры и режим функ- I ционирования;
7) конкретность — эффект консультирования обусловливается по многом своевременностью его проведения и соответствием условиям среды хозяйствования; чтобы отвечать потребностям практики, УК должно четко и конкретно прогнозировать хозяйственную ситуацию, в которой будут осуществлены рекомендации консультантов, и степень ее изменения;
8) гласность — практическая реализация рекомендаций консультантов во многом зависит от отношения к ним трудовых коллекти-иов, поэтому работа консультантов на всех этапах УК должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать непосредственное участие в разработке и освоении инноваций;
9) компетентность — решения по проведению управленческого консультирования клиентной организации принимаются только при наличии компетентных консультантов-профессионалов по конкретным проблемам организации;
10)динамичность — процесс консультирования должен вносить и жизнедеятельность клиентной организации необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования;
11)научная перспектива — в процессе УК возможно появление новых научных идей, поэтому консультанты не только реализуют новые знания в хозяйственной деятельности, но иопределяют перспективные направления развития теории УК;
12)креативность — для УК неприемлемы раз и навсегда установленные правила, приемы, методы; консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов; в различных управленческих ситуациях, зачастую тупиковых, консультанты используют уникальные, изобретенные ими методы и приемы;
13)эффективность — условия деятельности консультантов по управлению таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности УК, ибо заказчик постоянно держит руку «на пульсе» и оценивает качество услуги; стимулом к повышению эффективности УК служит существующая иерархия консультантов, построенная и соответствии с квалификацией и соответствующей оплатой.
Оценивая соотношения видов УК в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих изменений в динамике, что позволит вно-сить соответствующие коррективы в развитие консультационной деятельности. Типология консультирования представлена в табл. 1.3.