Исторический экскурс

Консультационная услуга — это особый вид информационных услуг, который зародился еще в глубокой древности. Значительный толчок в своем развитии он получил в ходе промышленной револю­ции (с 60-х гг. XVIII в.), когда появились первые фабрики, а также связанные с этим институциональные и общественные преобразо­вания, а во второй половине XIX в., возникло движение научного управления. Консультирование на основе научного управления кон­центрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижения из­держек производства. Такое консультирование называли организаци­ей производства, а консультантов — экспертами по эффективности.

В начале XX в. область деятельности консалтинга возросла. Поя­вились первые профессиональные консультанты, такие, как Фреде­рик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. Последние два основали свои консалтинговые фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз организовал службу деловых исследований «Буз-Аллен энд Хамилтон». Появились консультационные фирмы по управлению человеческими ресурсами, сбытом и маркетингом, а также финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фир­мам — «МакКинси энд компани» и «А.Т. Карни» [5].

В 30-х гг. после мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США, управленческое консультирование (консалтинг) за­воевало признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Услу­гами консультантов пользовались в основном крупные промышлен­ные фирмы. Однако появился спрос на консультирование государ­ственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловаж­ную роль во время Второй мировой войны.


Послевоенный период называют «золотыми годами» консульти­рования. Именно в то время спрос на консультационные услуги на­чал расти особенно интенсивно. Это было обусловлено послевоен­ным строительством, ростом деловой активности, ускорением науч­но-технического прогресса, интернационализацией промышленно­сти, торговли и финансов. Большинство консультационных фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время, занимая лиди­рующие позиции. Например, фирма «РА» (Великобритания) в 1943 г. имела лишь шесть консультантов, в 1963 г. — 370, а в 1984 г. — бо­лее 1300 консультантов в 22 странах. Появилась концепция рест­руктуризации, означающая разукрупнение предприятий и их слия­ние, т.е. образование стратегических альянсов и совместное исполь­зование ресурсов для повышения гибкости предприятий и сокра­щения управленческих издержек.

Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в 70-х гг. на каждые 100 управляющих в промышленности прихо­дился один консультант. В 80-х гг. появился термин «консультанто-вооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. человек, в США — 4,5 тыс., в странах Западной Евро­пы — 12,5 тыс., в развивающихся странах — 250—300 человек.

С начала 60-х гг. управленческим консультированием начали заниматься и бухгалтерские фирмы, составившие «Большую вось­мерку»: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из них объеди­нились и образовалась «Большая шестерка»: Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Однако произошло слия­ние только у Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Следовательно, крупнейшие аудиторско-консалтинговые называют теперь «Большой пятеркой».

В японском опыте управленческого консультирования представ­ляет интерес специфический механизм консультаций между бизне­сом и правительством, осуществляемый на основе информации о рыночных тенденциях, конкретных отношениях и перспективных планах. Правительство Японии, определяя политику косвенного ре­гулирования народно-хозяйственного комплекса, значительное вни­мание уделяет консультационной деятельности. В парламенте страны есть особый орган — Палата советников, а в структуре Министер­ства финансов и МВТП (Министерства внешней торговли и промыш­ленности) действуют бюро, в задачу которых входит консультирова­ние различных отраслей по таким вопросам, как динамика спроса,


использование мощностей, роль рынка, производительность труда, уровень развития техники и технологии, условия конкуренции. Ни­чего подобного нет ни в одной западной стране. Кроме того, активно действуют многочисленные консультационные комитеты. Совершен­ствование деятельности важных министерств (в том числе Мини­стерства финансов и МВТП) специалисты видят в их трансформации в научный и координационный центр, специализирующийся на внут-рипромышленных отношениях, т.е. в источник советов, уважаемых частным сектором.

В качестве способа подготовки специалистов-консультантов вы­сокого класса используется японская практика работы с кадрами, известная как «амакудари» («спустившийся с небес на землю»). Ее суть заключается в ротации сотрудников госаппарата на местах в другие правительственные органы и частный сектор. Подобная ро­тация способствует тому, что государственные служащие, завершая карьеру, переходят работать консультантами или советниками в ча­стные компании.

Вопросы оптимизации методов государственного регулирования в условиях функционирования рыночных механизмов четко обозна­чены в одном из правительственных документов: накопление пра­вительством политической информации и ее предоставление заин­тересованным лицам — это, вероятно, самые фундаментальные ин­струменты для компенсирования ограничений рыночного механизма и для ориентации промышленности в нужном направлении в совре­менных условиях быстро меняющегося и сложного мира. Наиболее существенную роль правительство Японии играет в координации управленческих функций приоритетных сфер — в налоговой поли­тике, подготовке кадров, развитии НИР и НИОКР и региональной политике. Координационные же функции выполняются в первую очередь посредством консультирования.

В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультан­ты 231 консалтинговой фирмы из Великобритании, США, Арген­тины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. Конференция открыла новую эру развития консалтинга. В последующие годы наблюдался особый рост консал­тинговых услуг во всем мире.

Что касается стран бывшего социалистического лагеря, то в них консалтинговая деятельность активно развивалась в 50-х гг., а затем была практически закрыта. Это объясняется монополизацией про­изводства и исключением конкуренции на внутреннем рынке. Была сформирована широкая сеть научно-исследовательских, проектно-


конструкторских и технологических служб, которые снижали необ­ходимость привлечения внешних консультантов.

В конце 60 — начале 70-х гг. консультационные фирмы тради­ционно организовывались на базе университетов или институтов повышения квалификации, затем консультированием по проекту занялись многие хозрасчетные научно-исследовательские и проект-но-конструкторские организации. В конце 70-х гг. начали созда­ваться специализированные консультационные фирмы в виде ма­лых предприятий. Прежде всего они получили развитие в Венгрии, где уже в начале 70-х гг. наметилась тенденция к дифференциации организационных структур. Несколько позже такие фирмы начали развиваться в Болгарии, Польше, Чехословакии и СССР. Кроме национальных консультационных фирм создавались совместные предприятия с участием зарубежного капитала. Образовывались так­же фирмы при общественных организациях — научно-технических обществах, союзах.

В Болгарии проблемы управленческого консультирования нача­ли разрабатываться в середине 60-х гг. В 1968 г. при Центре по со­вершенствованию руководящих кадров было создано специальное бюро под названием «Изучение и консультации». Методическую поддержку оказал проект Международной организации труда. Впер­вые в штатном расписании появились должности консультанта и старшего консультанта. В 1971 г. бюро вошло в состав Академии общественных наук и социального управления при ЦК Болгарской коммунистической партии.

В 1979 г. в Болгарии утверждено постановление Совета Мини­стров «О принятии Правил привлечения консультантов и внештат­ных сотрудников в области научно-технического прогресса». Эти Пра­вила были первым нормативным документом в социалистических странах, регламентирующим консультационную деятельность. Госу­дарственные реформы положительно повлияли на развитие консал­тинга. Расширение самостоятельности экономических субъектов и значительная децентрализация решения социально-экономических вопросов создали условия для возникновения институционных форм консультирования. Причинами этого был переход от команд­но-административной системы управления к косвенному управле­нию по законам рыночной экономики.

В Польше с 1982 г. в соответствии с распоряжениями правитель­ства активизировалась консультационная деятельность на местах. Появились новые организационные формы консалтинга: специали­зированные государственные фирмы, кооперативные и частные уч­реждения. В 1982—1987 гт. Институт организации управления и по­вышения квалификации кадров провел шесть научных семинаров по теме «Организационное консультирование». В таких семинарах


участвовали и обменивались опытом представители науки, хозяйст­венной практики, государственной администрации, экспертов и ру­ководителей фирм, оказывающих консультационные услуги.

В Чехословакии наряду с консультационными группами, вхо­дящими в состав исследовательских и других организаций, действо­вали самостоятельные организации (например, Институт управлен­ческого консультирования при Чешском комитете по научному управлению). В 1975 г. ряд организаций по консультированию был закрыт. Управленческим консалтингом и экспертизами в этот пери­од в основном занимались Дома техники (при Чехословацком на­учно-техническом обществе). В 1982—1985 гг. институт ИНОРГА при сотрудничестве с рядом передовых научных учреждений ЧССР издал четыре тома КМУ (Каталог методов управления), которые включают шесть ориентированных на пользователя указателей, 400 ме­тодов управления, описанных в стандартном виде, в том числе в шесть функций управления и 19 групп деятельности.

К середине 1988 г. в Польше насчитывалось около 400 консуль­тационных фирм, половина которых действовала в рамках всеполь-ских научных и профессиональных обществ. В Венгрии регулярно занимались управленческим консалтингом около 1000 консультацион­ных фирм, а общая численность консультантов составляла 10 000 че­ловек. В ЧССР консультациями непосредственно пользовались более 50% руководителей. В настоящее время в вышеперечисленных стра­нах консультационная деятельность развернулась в полном объеме, и рынок таких услуг в них можно назвать развитым.

В нашей стране консультационная деятельность, зародившаяся в середине 20-х гг. XX в., оказала существенное влияние на форми­рование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции на­учной организации труда (НОТ) 20—30-х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИзанимался консультационной дея­тельностью. Позднее, в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-дирек­тивного стиля управления, консультационная деятельность была рез­ко свернута. Многие годы она носила кратковременный, эпизоди­ческий характер, усилия консультантов были рассредоточены и ба­зировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социа­листической экономической интеграции, где особое внимание ак­центировалось на процессе обмена производственным опытом между странами — членами СЭВ. В Международном научно-исследова­тельском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельно-


сти ряда передовых предприятий стран СЭВ, в том числе руково­дства научно-техническим развитием и созданием конкурентоспо­собной продукции, а также управления инновациями.

В СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали спе­циализированные центры в Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и других городах. В 80-х гг. советские и болгарские специалисты проводили совместные разработки по практическому экспериментированию и внедрению методов диагностического анали­за и управленческого консультирования. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консультационной деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Эти годы оцениваются А.Е. Лузиным и Я.А. Лейманом как период непрерывного развития управленческого консультирования в стране.

В 80-х гт. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повы­шения эффективности труда и управления (и фактически ликвиди­рованные в наше время). По содержанию работ они наиболее близ­ки к службе внутренних консультантов (СВК), имеющейся в США. Неразвитость УК как вида деятельности в нашей стране не позво­ляет в настоящее время проводить расчеты по «консультантовооруженности», однако было бы корректней подсчитывать этот показа­тель через отношение числа консультантов к числу руководителей и специалистов, поскольку последние представляют собой главный объект консультирования.