ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Щиряков Анатолий Николаевич

старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин

Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка

 

ВАРИАТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

  • Основная цель обучения - это, во-первых, получение учащимся определенной суммы знаний и, во-вторых, что не менее, а, может быть, и более важно, научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
  • Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от умственных способностей, памяти, навыков учебного труда. Так как они не у всех детей одинаковы, то на уроке при коллективной форме работы необходим вариативный подход в подборе математических задач . Кроме того, к вариативности можно отнести и различные способы решения одной и той же задачи.
  • Определение. Под вариативностью заданий мы будем понимать систему упражнений, отличающихся друг от друга уровнем сложности, а также задания по решению задач различными способами.
  • Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске? Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться "для самих себя". Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
  • Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
  • Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности, учащихся, активизации их познавательной деятельности. Например, решение задачи различными способами - это проблема.
  • Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет важное значение. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в "самостоятельное плавание". Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
  • Многовариантные задания - это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознано усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе.
  • Вариативные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблице, карточках… Их следует разделить на два вида.
  1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику.
  1. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.