Исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении

После утверждения бюджета наступает самая важная, сложная и ответственная стадия бюджетного процесса -исполнение бюджета. Длится она один календарный год, с1 января по 31 декабря. В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» установлен дополнительный льготный период (один месяц по окончании финансового года - январь), в течение которого юридические лица имеют право на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в текущем финансовом (бюджетном) году. Это право пре­кращается по окончании счетного периода11 Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льгот­ный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год (статья 19 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных вне­бюджетных фондах»).

При этом неиспользованные бюджетные средства на счетах в установленном порядке перечисляются юридическими лицами в доход соответствующего бюджета.

Исполнить бюджет- это значит обеспечить своевременное и полное поступление предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому доходному источнику в отдельности, а также бесперебойное финансирование запланированных расходов; законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.

Общее руководство и обеспечение стадии исполнения бюджета возложены на исполнительные и распорядительные органы общей компетенции: Правительство Республики Беларусь, исполнительные комитеты соответствующих административных территориальных единиц.

Непосредственно же исполнением бюджета занимаются финансовые органы.

Исполнение республиканского бюджетавозложено на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, которые обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей.

На основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись, являющаяся основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.

В целях совершенствования управления средствами республиканского бюджета, усиления контроля за их целевым использованием Правительство Республики Беларусь приняло решение о создании системы органов государственного казначейства и о переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета..

В систему органов государственного казначейства входят:

1. Главное государственное казначейство Министерства финансов;

2. территориальные органы государственного казначейства:

- управления государственного казначейства по областям и г. Минску;

- отделения и представительства государственного ка­значейства в городах и районах.

Исполнение республиканского бюджета по доходам включает:

• зачисление доходов на единый счет Главного госу­дарственного казначейства;

• распределение регулирующих доходов (налог на до­бавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, акцизы) в соответствии с законом о бюджете;

• возврат (зачет) неправильно или излишне поступив­ших платежей;

• учет доходов и отчетность о доходах республикан­ского бюджета в соответствии с бюджетной классифика­цией.

Само по себе исполнение по доходам обеспечивается путем уплаты (налогоплательщиками - организациями и физическими лицами) налогов и неналоговых платежей в безналичном либо наличном порядке в сроки и в размерах, установленных законодательством.

Платежи в республиканский бюджет, не уплаченные в установленные сроки в добровольном порядке, взыскиваются с плательщиков органами взыскания в соответствии с законодательством.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется распорядителями бюджетных средств.

По объему предоставленных прав распорядители средств подразделяются на главных распорядителейи нижестоящих распорядителей бюджетных средств.

К главным распорядителямсредств относятся министерства, другие республиканские органы государственного управления, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

Главные распорядители в соответствии с предоставленными им бюджетными правами выполняют следующие функции: распределяют предоставленные средства между нижестоящими распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств; расходуют бюджетные средства на содержание того учреждения, которое они возглавляют, и на финансирование централизованных мероприятий, непосредственно проводимых этими учреждениями.

Распорядители средствв зависимости от объема предоставленных им прав подразделяются на:

1) руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от главных распорядителей как на расходы самого учреждения, так и для распределения между подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, и руководителей организаций, имеющих право распределять выданные им из бюджета ассигнования между, предприятиями, учреждениями и организациями;

2) руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от вышестоящих распорядителей средств только на мероприятия данного учреждения, и на руководителей предприятий и организаций, получающих бюджетные средства для непосредственного расходования.

Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) - бюджетное учреждение или иное юридическое лицо, имеющее право на получение средств из бюджета на основании действующего законодательства, решения соответствующего органа либо договора.

Исполнение республиканского бюджета по расходам в системе государственного казначейства означает:

а) осуществление расходов распорядителей средств по республиканскому бюджету со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и его территориальных органов;

б) получение оперативной, полной и унифицированной информации по расходованию средств республиканского бюджета, в том числе в разрезе распорядителей средств;

в) контроль со стороны территориальных органов государственного казначейства за использованием средств республиканского бюджета посредством проведения предварительной проверки документов распорядителей средств, подтверждающих обоснованность расходов и осуществление оплаты предъявленных документов непосредственно со счетов органов государственного казначейства на счета получателей, минуя текущие счета распорядителей средств.

Главный распорядитель средств по республиканскому бюджету уведомляет подведомственных ему распорядителей средств о сроках и порядке финансирования через территориальные органы государственного казначейства.

Распорядитель средств не позднее чем за 10 дней до установленной даты должен зарегистрироваться в соответст­вующем территориальном ачейства.

Распорядитель средств не позднее чем за 10 дней до установленной даты должен зарегистрироваться в соответст­вующем территориальном органе государственного казначейства. Ему присваивается учетный номер казначейства (УНК), открывается лицевой счет, а также выдается распоряжение на открытие или переоформление счетов.

Исполнение местных бюджетов возложено на местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, которые обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

Исполнение республиканского и местных бюджетов завершается 31 декабря, после чего наступает последняя стадия бюджетного процесса - составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Данная стадия имеет конституционное закрепление, согласно ст. 135 Конституции отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года (часть первая); отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок (часть вторая); отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются (часть третья).