Опыт работы

Прививать любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Уже в три года детей интересует не только «что это», но и «почему». Малыши восторгаются при виде цветка и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу?

Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стеснятся говорить с растениями, отвечать за них.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

 

Список литературы

Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999 г.

Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой». М., 1983 г.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2004 г., с. 128

Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998 г.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.

Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. – 2008 г., 72 с.

 

Приложения

План-карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.

Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь). Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога: загрязнённый участок. Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд) Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»   Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2. Экологические знаки Распределение знаков на участке детского сада   Изготовление знака «Не сорите»
3. Экологическая тропа Игра-путешествие «Собери и положи». Игра-любование на участке Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи  
4. Экологическая газета Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты   Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета»

Акция: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь). Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Птицам нет еды Наблюдение, беседа. Оформление коробки для корма птиц
2. Экологические знаки Аппликация «Птички в кормушке»   Составление слайдов, что едят птички
3. Экологическая тропа Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки.   Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе
4. Экологическая газета Разучивание стихов о птицах «Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.  

Акция: «Ёлочка-краса» (декабрь). Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» Выпуск плакатов и развешивание плакатов в микрорайоне  
2. Экологические знаки Изготовление альбома «Спасём ёлочку» Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»  
3. Экологическая тропа Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. Установка знаков по экологической тропе.  
4. Экологическая газета «Кто дружит с елью?» Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели. Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе.  

Акция: «Капелька воды» (февраль-март). Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога: вода в опасности Капитошка рассказывает… Опыты по изучению свойств воды.   Создание семейной лаборатории.
2. Экологические знаки Рисование «Мир в капельке воды»   Выставка «Запрещающие знаки»
3. Экологическая тропа Экскурсия «Кому нужна вода» Развлечение «Вода и птички»   Изготовление атрибутов к развлечению
4. Экологическая газета Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».   Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей – развлечение (апрель). Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.

План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь). Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога. Люди мусорят. Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Мы за чистый двор»   Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2. Экологические знаки Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.   Конкурс рисунков-знаков.
3. Экологическая тропа Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.  
4. Экологическая газета Рисование «Какую пользу я принёс планете?» «Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).  

Акция: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь). Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Птицам нечего есть Решение проблемных ситуаций   Конкурс «Птичьи домики»
2. Экологические знаки Рисование плаката «Покормите птиц зимой»   Презентация фильма «Птицы зимой»
3. Экологическая тропа КВН «Друзья птиц» Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)   Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»
4. Экологическая газета Рисование «Птичьи дома» Придумывание историй «Как я спас птичку»

Акция: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь). Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Ёлочка просит помощи Чтение письма от ёлочки. Выпуск листовок и распространение в микрорайоне  
2. Экологические знаки Рисование запрещающих знаков вырубки елей   Рисование запрещающих знаков вырубки елей
3. Экологическая тропа Установка запрещающих знаков Установка знаков по экологической тропе  
4. Экологическая газета «Не дадим лесу остаться без ели» Сочинение «Как мы спасали ель» Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)  

Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март). Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Вода в опасности Занятие в лаборатории. Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь»
2. Экологические знаки Составление знаков «Берегите воду» для малышей Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
3. Экологическая тропа Исследуем слой снега. Викторина «Вода – это жизнь»
4. Экологическая газета Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». Дневник наблюдений за водой.

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение (апрель)

Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.

План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет

Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь) Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога. Много мусора на улицах города Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города. Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2. Экологические знаки Просмотр и обсуждение презентаций Составление презентаций знаков для детей.
3. Экологическая тропа Викторина «Чистюля» Фото сессия на тропе
4. Экологическая газета Рисование листовок к пословицам и поговоркам. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Акция: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь) Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Птицы голодают Решение проблемных ситуаций.   Конкурс кормушек.
2. Экологические знаки Создание книги «Птицы нашего края»   Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»
3. Экологическая тропа Зеленый патруль. Викторины. Экскурсии.   Составление презентаций о птицах
4. Экологическая газета Рисование плана –схемы экологической тропы моей семьи для газеты. Разучивание стихов о птицах Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик» Подборка стихов «Покормите птиц зимой»

Акция: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь) Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Ель просит защиты Получение из леса посылки. Выпуск листовок и распространение в микрорайоне  
2. Экологические знаки Рисование запрещающих знаков для презентаций Презентация «Ёлочка – хозяйка леса»
3. Экологическая тропа Украшение елей красными ленточками Цикл наблюдений за елью.   Установка знаков на экологической тропе.
4. Экологическая газета «Спасаем лес – сохраняем планету» Сочинение «Как мы спасали ель» Презентация «Новогодняя ель на экологической тропе семьи»  

Акция «Земля - голубая планета»(февраль-март) Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога Кран – кап, кап, кап. Просмотр документальных фильмов о воде.   Организация медиотеки «Вокруг вода»
2. Экологические знаки Закладка для книг «Помни о воде» «Поделись опытом» - семейный патруль.  
3. Экологическая тропа Исследовательская деятельность «Вода в природе». Развивающие игры с капелькой воды. Составление картотеки игр о воде. Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.  
4. Экологическая газета Защита плакатов «Вода – это жизнь» Выпуск листовок «Берегите воду»  

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение (апрель). Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.