Билет №3

1. Орографическая турбулентность, условия её возникновения и влияние на полёты.

2. Ложбина, гребень и седловина.

3. Наблюдения и донесения с бортов.

1. Орографическая турбулентность.

Над горной местностью в результате деформации воздушного потока при обтекании горного препятствия, над его подветренной стороной, образуются сильные восходящие и нисходящие потоки и орографическая турбулентность. Установлено, что даже холмы высотой 100м могут вызвать значительную деформацию потока во всей толще тропосферы. Деформация воздушного потока, способная привести к орографической турбулентности наблюдается лишь при скорости ветра над уровнем препятствия, превышающей 8-10м/с. При этом образуются устойчивые вихри (роторы), направленные перпендикулярно к горам, а также волновые возмущения. Диаметр роторов достигает 2000 м и более. Подветренные волны имеют длину 5-50 км и амплитуду 100-150 м. При достаточной влажности воздуха в зонах подветренных волн и вихрей могут возникнуть чечевицеобразные облака, по которым можно судить о наличии турбулентности. Выделяют три основных вида деформаций, оказывающих влияние на полет ВС: волновую, роторную и роторно-волновую.

2. Ложбина– область вытянутых изобар от центра циклона к его периферии. Ось ложбины является линией наименьшего давления. (См. Приложение Рис.16.)

В циклоне и ложбине обычно наблюдаются сложные метеорологические условия. Это вызвано тем, что сходимость воздушных потоков создает возможность возникновения фронтальных разделов, с которыми связано формирование облачности, выпадение осадков, ухудшение видимости и усиление ветра.

Гребень– область вытянутых изобар от центра антициклона к его периферии. Ось гребня является линией наибольшего давления. (См. Приложение Рис. 16.)

В антициклоне обычно наблюдаются простые метеорологические условия. Это объясняется тем, что расходимость воздушных потоков вызывает в центре антициклона и на оси гребня нисходящие движения, приводящие к нагреванию опускающегося воздуха, уменьшению относительной влажности и, следовательно, к таянию (испарению) облаков.

Седловина промежуточная барическая система, заключенная между двумя циклонами и антициклонами, расположенными накрест. (См. Приложение Рис. 16.)

В теплую половину года метеорологические условия в седловине характеризуются развитием кучевых, мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков, выпадением ливневых осадков, наличием теплых гроз, в холодную половину года – развитием слоистых и слоисто-кучевых облаков, образованием дымки и тумана; ветер слабый, неустойчивого направления.

3.Метеорологические наблюдения, проводимые с борта ВС, используются для получения информации об условиях над районами недостаточно освещенными обычными наземными метеорологическими наблюдениями, а также для получения информации о наличии сильной турбулентности, обледенения, сдвига ветра и других явлений, которые могут оказать неблагоприятное влияние на безопасность полетов ВС. С борта ВС проводятся два вида наблюдений:

а) регулярные наблюдений с борта на этапах набора высоты и полета по маршруту;

б) специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта на любом этапе полета.